Почему новая «Алиса в Стране чудес» напоминает сказку о потерянном времени

Накануне школьных каникул в прокат вышли сразу две сказки «Горыныч» и «Алиса в Cтране чудес». Рассчитаны они на разную аудиторию: «Горыныч» — на более юную: 6+, «Алиса» — на старшеклассников и студентов, хотя, возможно, многие зрители уже успели посмотреть оба фильма. Скорее всего, каждый из них соберет свой миллиард рублей.

Режиссер — Юрий Хмельницкий,
продолжительность — 1 час 47 минут,
место съемок — Москва, Краснодарский край, Абхазия, ОАЭ

После выхода военной драмы «Август» в кинотеатрах Чебоксар наблюдается оживление: за лето зрители соскучились по походам в кино. А следующей порцией сказок: «Чебурашка-2», «Буратино» и «Простоквашино» — нас будут кормить только в новогодние праздники. «Алиса» по кассовым сборам, возможно, даже обгонит «Горыныча», но лишь в силу того, что произведение Льюиса Кэрролла многие любят, его не раз экранизировали, и новая версия все равно вызывает любопытство. Тем более в нее добавили линию первой подростковой любви.

Если сравнивать «Алису в Cтране чудес» с другими музыкальными сказками последних лет, «Бременскими музыкантами» и «Летучим кораблем», то она кажется сделанной более крепко. Видно, что каждую мизансцену режиссер продумал до мелочей, сохраняя символизм старого сюжета и добавляя новые образы и смыслы. Вот только и эту картину подвела музыка. В основу фильма лег выпущенный на пластинках аудиоспектакль 1976 года, песни для которого написал Владимир Высоцкий.

Почему-то кинематографисты уверены, что все старые песни обязательно нуждаются в новом звучании, иначе молодежи они будут скучны. Сменой аранжировки здесь решили не ограничиваться, и композитор Владислав Саратовкин написал на стихи Высоцкого новую музыку. Ладно бы только на стихи к спектаклю, но в фильме звучит еще и знаменитая «Баллада о любви», мало того, что разложенная на четыре голоса главных героев, так еще и с другой мелодией. И большинство композиций не запоминаются, их невозможно потом напеть: в одно ухо влетели, в другое вылетели. У многих зрителей самые большие претензии именно к музыкальному оформлению картины.

«Остановите Землю, я сойду!»

Кастинг тоже вызывает вопросы. У Анны Пересильд, приглашенной на роль Алисы, почти нет мимики, выражение ее лица просто каменное — оно мало меняется от сцены к сцене. Белый Кролик, затянувший девочку в Страну чудес, — аллегория ее огромного любопытства. И, конечно, хотелось бы увидеть актрису с более живым лицом. Пусть у нее будет менее известная фамилия, зато глаза будут жаждать чуда.

Чистый красный цвет плохо воспринимается камерой, она начинает размывать границы предметов, поэтому костюм Красной Королевы и ее замок решены в вишневых тонах. Фото kino-teatr.ru

Неудачным кажется и выбор Ирины Горбачевой на роль мамы Алисы и Красной Королевы. Эти образы объединили, потому что Белой Королевы в новой экранизации нет. У Горбачевой хорошо получается играть женщин сдержанных, закрытых, у которых все эмоции внутри, но Красная Королева — это же воплощение гнева. У Кэрролла она вспыльчивая и импульсивная: «Казнить!», «Голову с плеч!». Хотя, возможно, Горбачева пыталась уйти от одной актерской краски, наделить свою героиню глубиной и чувственностью.

А еще это платье, удлиняющее ее фигуру, сковывающее движения, словно играет против актрисы. Колье из камней выглядит ошейником. Впрочем, не исключено, что создатели фильма так подчеркивали положение Королевы — она сама здесь, словно в заточении. А ее власть — лишь иллюзия: Королева все равно не может ни на что повлиять. Время в Стране чудес не движется, и ничего не меняется. Вся история выстроена на двух архетипах: часы и дверь. Хотя для нашей психики не существует ни времени, ни пространства.

Самое странное — здесь нет Чеширского Кота с его загадочной улыбкой и глубокой философией. Даже Соня-мышь есть, а кота нет. И без него сюжет как-то сразу обеднел и упростился. Историю взросления 15-летней девочки, принятия своих комплексов, зажимов, осознания страхов свели к отношениям с родителями и тому, что нужно вращать Землю быстрее и все время действовать. «Тебе надо перестать бежать от проблем», — советует Алисе один из самых удавшихся персонажей — Синяя Гусеница (Сергей Бурунов) в летном шлеме и крыльями, собранными из подручных материалов. Она тоже заложница — вот-вот должна стать бабочкой и полететь, но ее время все не наступает.

Одна из самых удачных актерских работ, по мнению и зрителей, и критиков, у Андрея Федорцова, сыгравшего Белого Кролика. Фото kino-teatr.ru

Вообще лучший разбор этой сказки Кэрролла сделан не филологами, а психологами. Существуют лишь три стратегии поведения в критических ситуациях, которые мы взяли из мира животных: бежать, притвориться мертвым или сражаться. Алиса в основном использует лишь первые две, хотя жизнь уже начинает требовать, чтобы девочка проявляла себя. Отсюда и сложные отношения с одноклассниками: от проблем в школе она сбегает в мир своих фантазий. Но там парни превращаются в пиратов, угрожающих ее убить. И Алиса не в состоянии за себя постоять. Зачем тогда нужно было исчезать из реальности, если в Стране чудес все то же самое? Там девочка тоже перемещается не самостоятельно: от двери к двери ее ведут разные персонажи.

«Я люблю, и значит — я живу!»

Тренд последних лет — делая экранизацию очень известного произведения, кинематографисты стараются не следовать точно по тексту, а вводить новых героев и новые линии. Так птица Додо, проводник Алисы в Стране чудес, в реальном времени стала мальчишкой из параллельного класса Костей Додолевым (Олег Савостюк). Алиса уверяет себя и всех окружающих, что он ей не нравится, но именно его, а не дверь в реальность она по-настоящему ищет в Стране чудес. И находит только тогда, когда по совету учителя литературы, признается себе, что влюблена. Стоит сказать спасибо режиссеру, что эта хрупкая подростковая любовь показана деликатно и нежно.

Впрочем, есть и совершенно неожиданная взрослая любовная линия — Шляпника (Милош Бикович) и Красной Королевы. Короля у нее нет, и она тоскует по Шляпнику, отправленному в наказание на безумное чаепитие. И этот герой здесь не безумец, высмеивающий Алису, а, скорее, скучающий философ. Он один знает, как можно «оживить» убитое им время, но Биковичу в этой роли безвольного мужчины просто нечего играть, наверное, поэтому актер пытается петь. В Шляпника влюблена Герцогиня (Паулина Андреева), и она уже давно подготовила план устранения соперницы. Только осуществить его не может: время-то не движется. Именно Герцогиня, с ее неразделенным чувством и желанием действовать, наверное, самый интересный и трагичный персонаж фильма. И этот любовный треугольник куда занимательнее линии Алисы и Додолева.

Но финал событий в Стране чудес вызывает недоумение: Алиса запустила время, чтобы все моментально закрутилось и привело к трагедии? Или создатели фильма вышли на еще одну фантазию подростков: что будет, если я умру? А если умрет мама? Это словно запретная тропа, которую можно обозначить, но сворачивать на нее опасно, и поэтому все резко обрывается.

Страна без чудес

Новая экранизация провисает в эпизодах, связанных со школой — как в реальности, так и в Стране чудес, и ей явно не хватает сказочности. Даже часы Алисы — предмет, на который объявлена настоящая охота и который двигает сюжет, выглядит какой-то пластмассовой дешевкой. Зачем девочке из ХХI века вообще наручные часы, если время можно посмотреть в телефоне? Но если уж они у нее есть, то пусть будут хотя бы красивыми и необычными: семейной реликвией или подарком родителей.

Алиса Тима Бертона ходит по действительно волшебному лесу, нарисованному с помощью графики, которая и 15 лет спустя смотрится качественно и дорого. Наша гуляет по долинам и чайным плантациям Краснодарского края. Появляются море и горы — они, конечно, делают картинку ярче, но волшебства не добавляют. Даже удивительно, как после голливудского фильма 2010 года, получившего два «Оскара» за лучшие декорации и визуальные эффекты, собравшего в прокате миллиард долларов, российские кинематографисты решились на свою версию с куда более скромным бюджетом. И, главное, зачем? Впрочем, этот вопрос можно сейчас задавать всем, кто берется переснимать известные сюжеты. И, наверное, не зря Высоцкий, придумывая песни для своей «Алисы в Стране чудес», задавался вопросом: «Что остается от сказки потом — после того, как ее рассказали?»

Опубликовано: 30 октября 2025 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.