Космос не расстояние, если слышать друг друга
Виртуальный голосовой ассистент стал полноценным героем нового российского фильма «Мира», который сейчас идет в кинотеатрах страны. Идея не нова — еще в 2017 году Дэн Браун вкючил искусственный интеллект в число главных персонажей своей книги «Происхождение», но в данном случае голосовой помощник получил киновоплощение. Ему дали имя Мира, наделили приятным голосом актрисы Дарьи Блохиной и определили работать на орбитальную космическую станцию, которая созвучна имени, но пишется «Мир-а».
О чем кино?
О жертвенной отцовской любви, о попытке загладить давнюю вину перед дочерью. Завязка истории в том, что к Земле приближается астероид диаметром в полкилометра. Его траектория просчитана, но за небесным телом следует целая «группа поддержки», и такого поворота не ожидал никто, кроме одного из космонавтов. Но его заблаговременные слова о том, что надо бы «эвакуировать Приморский и Хабаровский края, и Магаданскую область — на всякий случай» в Центре управления полетами восприняли как панику. Зона поражения: от Австралии до Дальнего Востока. И именно во Владивостоке живет главная героиня фильма Лера Арабова. С космической станции всеми легальными и нелегальными способами (через городскую систему видеонаблюдения) за ее жизнью следит отец — бортинженер Валерий Арабов. Он тестирует глобальную систему слежки, с помощью которой можно подключиться к любому цифровому устройству.
Цифры и факты
Режиссер — Дмитрий Киселев,
продолжительность — 1 час 56 минут,
место съемок — Владивосток
Семья в разводе, у мамы новый муж, Лера обижена на отца и не очень стремится с ним общаться. И когда город накрывают тысячи астероидов, Арабов задается целью: во что бы то ни стало помочь Лере выбраться из лабиринта разрушенных кварталов. И неважно, что он на орбите, а дочь на Земле. При этом сама станция, прошитая метеоритным дождем, тоже терпит бедствие.
За процессом спасения Леры мы и будем наблюдать большую часть экранного времени. А чтобы зрители не кричали создателям кино: «Так не бывает!», действие перенесли в ближайшее будущее. На самом деле только после просмотра становится понятен слоган фильма «Для семьи космос не расстояние».
Помогает не только Арабов: сама Лера, рискуя собственной жизнью, пытается спасти сначала маленького сына своего отчима (до этого «звездопада» она его и братом-то не считала), а потом и весь город. Есть угроза, что сдетонирует горящий танкер в бухте Золотой Рог, и этот взрыв довершит все то, что начали астероиды. Лера устремляется к танкеру. А что — подобный опыт в кинематографе уже есть: ведь посадила же стюардесса самолет с террористом на борту в фильме «Турбулентность», почему бы 15-летней девочке не потушить судно?
Отдельно стоит сказать про визуальные эффекты, их делали на российской студии. Сколько же труда стоит за каждым кадром! За тем, как с неба летят камни, и падают дома, поднимая клубы пыли, как рушится знаменитый Золотой мост, смотришь завороженно. Все очень реалистично. Это напоминает прибытие инопланетян в «Притяжении» и гигантское чертово колесо, прокатившееся по Москве, в «Дневном дозоре».
Только стоило ли выпускать фильм-катастрофу на экраны именно сейчас? Жителям новых и приграничных регионов России похожих кадров хватает и в реальной жизни. Может быть, для «Миры» надо было дождаться мира?
Актеры
Звезды здесь даже в эпизодах: Татьяна Догилева, Владимир Симонов, Андрей Смоляков. Любовалась Кириллом Зайцевым в роли командира космической станции. Перед лицом опасности он максимально собран и не пытается шутить с голосовым помощником, в отличие от бортинженера Арабова (Анатолий Белый).
— Твои комплименты греют мне сердце, — говорит он Мире.
— Перегрев сердечной мышцы ведет к инфаркту, — бесстрастно парирует виртуальный ассистент.
Чувство юмора — признак высокого интеллекта, а искусственный интеллект высоким пока не назовешь. Хотя Мира постепенно начнет перенимать манеру общения Арабова. На него чем-то похож парень, ухлестывающий за Лерой, — Миша (Евгений Егоров). Вместе с Арабовым они в фильме отвечают за юмор. Мишины шутки как-то снимают напряжение в самые опасные моменты.
В главной женской роли — Вероника Устимова. Девушке всего 18, но она уже успела сняться в 12 фильмах и сериалах. Ее Лера взрослеет прямо на глазах. Характер получился настолько цельным, что вполне веришь: такая, пожалуй, потушит танкер. И вообще, раз продолжают снимать фильмы о людях, которые в моменты опасности думают не о собственном спасении, а обо всем городе, значит, в нашем обществе еще не все потеряно.
Смотрибельность
Динамика у фильма бешеная, счет идет на минуты. В космосе — следим за скоростью мысли Арабова, на Земле — за героями, которые все время бегут. Только выдыхаешь: вроде все обошлось — как тут же за поворотом их ждут новые неприятности. Но благодаря таким выдохам от экшена не устаешь. То, что пролетели два часа, понимаешь уже на финальных титрах. Хотя я бы дала их на несколько минут раньше. Но, наверное, режиссеру очень хотелось завершить фильм счастливыми кадрами-символами.
Все ружья в фильме выстреливают. Мы получим ответы на все вопросы: и почему Лера так боится огня, и что это за клочок фотографии еще маленькой дочки, который Арабов взял с собой на станцию. Хотя, может быть, в этом снимке — вся драма его жизни. «Меня на Земле никто не ждет», — говорит он командиру корабля. И это здорово, что катастрофа на Земле и в космосе не затмила линию взаимоотношений отца и дочери-подростка. Хотя иногда, когда они начинали вспоминать старые обиды посреди апокалипсиса, хотелось кричать им: потом поговорите, а сейчас делайте что-нибудь!
Не могу сказать, что фильм произвел глубокое впечатление, но какие-то точки задел: вернувшись из кинотеатра домой, первым делом позвонила отцу.