Всего десяти дней хватило «Чебурашке», чтобы обогнать по сборам картину «Холоп» и стать самым кассовым российским фильмом в современной истории. «Чебурашка» собрал почти 3 миллиарда 100 миллионов рублей. Прокат продолжается, и цифра еще будет увеличиваться. В кинотеатры снова потянулись зрители. Причем взрослых больше, чем детей. Все-таки это культовый персонаж поколения 70-80-х, и те, кому за 40, идут в кино как на встречу с детством. Число отзывов в интернете растет в геометрической прогрессии. И не только положительных. Есть и такие, где Чебурашку называют «ушастым монстром с зубами и когтями» и пишут: «В зале было тихо, никто не смеялся, я тоже сидел с каменным лицом». Это ж где, интересно, такие залы находятся? На моем сеансе зрители вообще встали на финальных титрах и начали хлопать. В кинотеатре! Где никто, кроме нас самих, этих аплодисментов не слышал!
НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВА,
председатель Союза женщин Чувашии:«Посмотрели фильм «Чебурашка» всей семьей. Мне эта добрая киносказка очень понравилась! И детям моим тоже! Создатели фильма и замечательные актеры смогли через экран «накатить» на нас мощную волну любви. Это как прививка радости и добра, которая нам просто необходима.
Слышала от многих, что популярный мультгерой тронул душу. Видимо, нам всем сейчас нужен такой Чебурашка, чтобы в его глазах отразились как боль предательства, так и счастье встречи. Советую посмотреть эту киноисторию, которая вошла в нашу жизнь в первые дни года, когда все ждут чуда!»
Шла в кино с неким опасением: все-таки замахнулись на национального героя (не зря же именно Чебурашка был талисманом олимпийской сборной России на протяжении четырех Игр), и испытать разочарование точно не хотелось. В первые минуты напряженно разглядывала Чебурашку, пытаясь понять его размер. На апельсиновой плантации, где он предстал форменным сельхозвредителем, казался маленьким, на руках у Гены — огромным. Создатели фильма пояснили, рост ушастика — 65 см. И глаза Чебурашки мне сначала не понравились, и маленькие зубки, но постепенно он так очаровал меня, что это стало неважным. Фильм из тех, к которым не хочется придираться. И когда внучка директора шоколадной фабрики истошно кричала: «Хочууууу ушастика!» — все во мне ей вторило. Я тоже себе такого хочу! Домой! Живого! Одновременно озорного, хулиганистого, но в то же время доброго и беззащитного.
О чем кино
Фильм получился настолько многослойным, что зрители разных возрастов найдут в нем что-то персонально для себя. Не знаю, с какими мыслями из кинотеатров выходят 10-летние зрители, но когда тебе 40, то уже отмечаешь в героях проявления эгоизма, предательство, боязнь потерять хорошую работу, нечестную конкуренцию в бизнесе, высокомерие и вседозволенность «сильных мира сего», неправильное воспитание детей.
Небольшими штрихами, но воссоздан образ современного общества. Причем в лучших кинотрадициях: когда в комедии есть над чем посмеяться и над чем погрустить. Здесь был и пронзительный момент, когда подступили слезы. Шутки тоже зашли! У знаменитой фразы «Ой, тепленькая пошла» появилась новая интерпретация. Даже старый анекдот с примитивным, в общем-то, юмором, когда сотрудник ГАИ останавливает на дороге Гену с Чебурашкой и просит «убрать этого с руля», подан смешно.
В сети «Чебурашку» ругают за отступление от оригинального сюжета. На мой взгляд, сценаристы правильно сделали, что не потянули в 2022 год историю, написанную Эдуардом Успенским в 1966-м, где герои строят Дом дружбы. Пусть старая сказка остается нетронутой. Многие современные дети не хотят смотреть советские мультфильмы и не знают Винни-Пуха, Кота Матроскина, даже Волка и Зайца из «Ну, погоди!». Ребенок просит новую игрушку, а мы ему даем ту, с которой сами играли в 70-80-90-е, и пытаемся убедить, что старая лучше современной. Так что пусть у нового поколения зрителей будет свой Чебурашка. Тем более что характер героя не претерпел серьезных изменений.
Актеры
Если бы не этот фильм, никогда бы не подумала, как похожи Сергей Гармаш и Артем Быстров. А здесь они сыграли одного персонажа. Быстров показал, как Гена превратился в крокодила, Гармаш — как он снова стал человеком. В шляпе, бабочке, бархатном пиджаке и с гармошкой — Гармаш вылитый крокодил Гена из мультфильма.
Старуха Шапокляк стала Риммой, директором шоколадной фабрики с грустно-злыми глазами, а крыска Лариска трансформировалась в молодого человека по имени Ларион, благодаря чему в фильмографии Елены Яковлевой и Дмитрия Лысенкова появились новые яркие роли. Лысенков так по-крысиному морщит нос, так пытается выслужиться перед начальницей, что кажется куда более омерзительным, чем сама Римма. В шляпах, дизайнерских костюмах и настоящих ювелирных украшениях Mercury (на съемках за ними приглядывала охрана) Яковлева великолепна и непобедима! Как вообще положительные герои рискнули с такой бороться? Жаль, что в кино не вошла сцена, как сын увозит от Риммы избалованную внучку, и тогда она понимает, что значит — лишиться того, ради кого ты живешь.
Свой голос и мимику Чебурашке подарила Ольга Кузьмина, и компьютерная графика в целом, кажется, получилась. Какие классные уши! Видно, какой он пушистый! Наверное, чебоксарцы сожалели, что создатели обошлись без знаменитой сцены со словарем: «Чай, чемодан, чебуреки, Чебоксары… Чебурашки нет…» Из-за этой фразы в нашем городе в 2000-х хотели поставить памятник Чебурашке, но не смогли договориться об авторских правах с Эдуардом Успенским, это было еще при жизни писателя. В фильме Чебурашка так же ищет себя, рассуждает, как стать человеком, и в итоге придумывает себе имя сам, чтобы его не звали ушастиком.
Смотрибельность
Прекрасен апельсиновый дождь. И не все то графика, что нападало с неба. Для фильма было закуплено 6 тонн цитрусовых. Также снимались 8 канареек и попугаев, 6 морских свинок, бульдог, игуана и 26 крыс.
Очень красивое визуальное оформление с преобладанием зеленого. Старый дом Гены в стиле деревянного модерна хочется рассматривать в деталях.
На мой взгляд, отлично подобрана музыка: легко легла не только знаменитая песенка «Я играю на гармошке», но даже «Тро-ло-ло» Эдуарда Хиля.
Несмотря на маркировку 6+, мне кажется, получилось больше кино для взрослых. Но если нынешние дети будут пересматривать его по мере взросления, то с годами откроют для себя все больше смысловых пластов. Фильм со шлейфом: послевкусие он оставляет очень светлое. Наверное, это и нужно сейчас зрителям. Мне уже хочется новой встречи с героями. И, скорее всего, оно будет. Есть же такая традиция в кинематографе: если фильм собрал кассу, нужно снимать сливки, то есть продолжение истории.