Чиновник одним росчерком пера перечеркнул безупречную трудовую биографию 76-летнего Николая Васильева. Ему приписали прогул аж в четыре месяца!
СТАТЬЯ ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ
Он 49 лет проработал в лесном хозяйстве. Никогда не имел взысканий, а только поощрения. В последнее время Н. Васильев работал мастером на лесосеках и первичного сплава Канашского участка ГУ «Ибресинский лесхоз», преобразованного затем в Центральный. Трудился в этой должности, пока не случилась очередная реорганизация. Лесхоз Северный переименовали в ГУП «Чувашлесхоз» с присоединением к нему Южного и Центрального лесхозов. Объединение произошло по документам в августе. А до этого Николаю Васильевичу под роспись вручили уведомление за подписью директора Центрального лесхоза А. Кузьмина, в котором сообщалось, что в связи с предстоящей реорганизацией его должность с 16 июня будет сокращена. Однако увольнения по сокращению штатов с получением положенных по закону выплат не вышло.
– Я неоднократно обращался к начальнику Канашского участка Ю. Филиппову, пытаясь узнать, когда можно будет получить на руки трудовую книжку и положенные выплаты. Кроме того, лесхоз задолжал мне 30 с лишним тысяч рублей по зарплате, – поведал Николай Васильевич. – И только в октябре тот сообщил, что трудовые книжки всех сокращенных находятся в Чувашлесхозе, там и расчет должны произвести. Я три раза туда ездил. Директор С. Дейнекин предложил мне уволиться по собственному желанию, но я отказался, ссылаясь на уведомление о сокращении. Тогда он пригрозил, что уволит меня по статье. Что и сделал, приписав мне несуществующий прогул – со дня сокращения моей должности по уведомлению (16 июня) и по 15 октября, когда я приехал в Чувашлесхоз за трудовой книжкой.
Ну мыслимо ли для нормального человека – прогулять четыре месяца? – вытирает тяжелые слезы ветеран труда. – И, главное, начальник участка Филиппов никогда не говорил мне ни о каком прогуле, только сообщал, что никакой работы для меня не предвидится. В общем, ударили как обухом по голове. Оказывается, чиновнику очень просто унизить человека, испортить ему трудовую книжку черной меткой прогульщика, и только затем, чтобы не платить ему выходное пособие по сокращению штатов! Не думал, что такое возможно…
Понятно, что никто из руководителей никогда не признается, что действительно вел такие разговоры со своими работниками. Тем более если человек уже уволился.
ФЕМИДА СПОРИТ
А если еще и суд признает увольнение по статье законным, тогда директор вообще на коне. К примеру, как господин Дейнекин – Ленинский райсуд Чебоксар счел, что он правильно вкатил прогул мастеру. Николай Васильевич, подавший иск, просил признать незаконным и отменить приказ директора Чувашлесхоза об увольнении за прогул, изменить формулировку увольнения – ведь он на самом деле попал под сокращение. Но представитель ответчика направил в суд сообщение, что Центральный лесхоз штат не сокращал. А в качестве «убойного» аргумента была приложена копия штатного расписания этого лесхоза, правда, датированная январем 2009 года, когда еще Васильев не получал уведомления о сокращении…
Именно эти документы и стали для суда основанием для отказа в исковых требованиях. Не смутили Фемиду ни слабенькие аргументы ответчика, ни представленное Н. Васильевым уведомление о сокращении его должности. Оказывается, мастер должен был убедиться, что его реально сократили. Короче, и тут ему «влепили» прогул, признав, что сокращения не было.
Однако это решение привело в недоумение Верховный суд республики, он счел его поспешным. Судебная коллегия полагает, что между сторонами по делу неправильно распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств.
К примеру, если трудовой договор расторгается по инициативе работодателя, именно он и должен доказать законность увольнения, в данном случае, что сокращения штатов не было. Однако не доказал. Поскольку факсимильная копия штатного расписания, утвержденная руководством Центрального лесхоза в январе 2009-го – не аргумент, что там действительно никого не сокращали. Суду не представлены штатное расписание, действовавшее в том лесхозе после 16 июня (день сокращения должности мастера) и до его присоединения к Чувашлесхозу, равно как и штатное расписание самого ответчика после этой реорганизации.
И не мастер с уведомлением на руках о сокращении должен был бегать по инстанциям, выясняя, а не передумало ли начальство. Если планы изменились, работника должны были официально известить об аннулировании врученного ему уведомления. Но Н. Васильева не известили и, как уже знаем, фактически не доказали, что сокращения штатов не было. Коллегия отменила решение суда и направила дело на новое рассмотрение.
Кстати, Николай Васильевич говорит, что и другие мастера лесосеки уже не работают. И директор Центрального лесхоза, при котором он трудился, уже бывший. Он-то и выдал ему справку, что во время своей лесной службы не получал от начальника участка ни сообщения, ни составленного акта о том, что мастер прогуливает. А его обязаны были поставить в известность, значит, никакого прогула не было. Решение судебной коллегии для Николая Васильевича как бальзам на израненную душу, очень надеется, что справедливость восторжествует.
По одному факту она уже восторжествовала – еще в феврале. На сайте прокуратуры республики размещена информация о том, что в Чувашлесхозе выявлены нарушения трудового законодательства. После реорганизации директор издал приказ об удержании из зарплаты работников излишне начисленных сумм (неправильно был определен размер ставки, тарифный разряд и т.д.). Но при этом, как положено по закону, не уведомил о том работников и не получил их согласия. За что на Чувашлесхоз наложен штраф в 30 тысяч рублей. Аккурат сумма долга по зарплате, которую по судебному приказу от лета прошлого года должны выплатить Н. Васильеву. До сих пор ждет…