Потомки первых корабелов
Сразу три юбилея отметили в чувашском селе Шняево Базарно-Карабулакского района Саратовской области — 330-летие со дня основания самого поселения, 85-летие местной школы и 25-летие Чувашской национально-культурной автономии «Ентеш». Торжественные мероприятия соотечественники приурочили к вечно юному Акатую.
Дань памяти
Как сообщают саратовские СМИ, отметить столь большие торжества в Шняево 30 июля приехало множество гостей — представители правительства области, Общественной палаты, Чувашской Республики, руководители национально-культурных объединений, соседних с Карабулаком районов, а также многочисленные народные творческие коллективы. Не только чувашские, но и русские, мордовские, татарские из Балаковского, Балтайского, Вольского, Петровского районов, а также других регионов России.
Перед тем как начать торжества, собравшиеся возложили цветы к памятникам участников Гражданской и Великой Отечественной войн — мемориальный комплекс с именами погибших односельчан в центре села установлен в 1967 году. Как рассказывают местные жители, на фронт в 1941–1945 годы из сел Шняево и Белая Гора ушли более 400 человек, и почти половина из них не вернулась…
Праздник начался с чувашского обряда «Ниме» и поднятия флага фестиваля. Поздравляя жителей с юбилейными датами, высокие гости вспоминали историю села, знаменитых сельчан. Современных жителей называли потомками первых корабелов и одаривали почетными грамотами и благодарностями за вклад в развитие поселения и района…
Шнява или «мушиное гнездо»?
Согласно архивным документам, село Шняево основано в 1692 году чувашами, отличившимися при постройке кораблей у Нижнего Новгорода. За что им и была пожалована грамота на поселение и использование земель в урочище реки Узы в Саратовской губернии. На новое место жительства переселились двенадцать семей из сел Симбирской и Казанской губерний, с которых и началась история села. Причисленные к Адмиралтейству переселенцы несли караульную службу по охране окраин русского государства, а также в их обязанности входила поставка корабельного леса для флота и отправка плотников для строительства кораблей.
Свое поселение переселенцы называли «Шăна йăви» (Мушиное гнездо). Такое название исследователи связывают с тем, что в этих местах было много мошкары — село с трех сторон было окружено болотами, а с четвертой протекала речка с высоким левобережьем. Имеется и другая версия происхождения названия деревни — от названия легких кораблей, шняв, в строительстве которых на верфях Воронежа и Таганрога принимали участие местные плотники. Но она среди жителей Шняево распространена незначительно.
Может быть именно из-за мошкары примерно через год часть семей переселилась на север по реке, образовав новое поселение «Шурă ту» (Белая Гора), под крутым холмом известковых отложений белого цвета.
Как повествует история, оба села постоянно пополнялись переселенцами-сородичами из разных мест. По данным Петровского краеведческого музея, к 1911 году в Шняево насчитывалось 232 крестьянских двора с числом жителей 1393 человека. Они вели натуральное хозяйство, занимались хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством. Были развиты и народные промыслы: деревообработка, кузнечное дело, ткачество, лозоплетение, плотницкое и столярное дело. Имелись церковь, 4 мельницы, крупорушки. Жили люди зажиточно.
Советская власть в селе была установлена весной 1918 года. В 1930-м организован первый колхоз «Путь нацмена», позднее — колхоз имени Жданова. Свое существование хозяйство прекратило после 1990-х годов, сегодня бывшие колхозные земли обрабатываются арендаторами. Также есть несколько фермерских хозяйств. Живут здесь 579 человек.
Сохранить культуру и родной язык…
По рассказам сельчан, первая школа в Шняево была открыта в 1890 году по инициативе Ивана Яковлева. В 1891-м из Симбирской чувашской семинарии был прислан учитель А.С. Степанов. Сначала школа помещалась в частном доме, затем было построено деревянное здание с квартирой для учителя. В 1913 г. в селе открылось земское училище, которое при советской власти было преобразовано в неполную среднюю школу, а в 1937-м она получила статус средней. Кстати, эту дату сегодня и считают днем рождения учебного заведения — нынче на Акатуе как раз и отмечали его 85-летний юбилей (новое здание школы было построено в 1988–1989 годах).
Чувашский язык в школе преподавали до 1960 года. Сегодня, к сожалению, родным языком в основном владеют пожилые. Хотя более 90% населения и сегодня в селе этнические чуваши, остальные — русские и татары.
Надо отдать должное — в Шняево старинные обряды, традиции и песенное творчество не забыты. К примеру, в доме культуры ежегодно устраивается Ларма (посиделки). Ну а праздник плуга и земли Акатуй уже становится легендой области. Кроме того, при клубе действуют как взрослый фольклорный ансамбль «Пилеш», так и аналогичный детский, благодаря чему подрастающее поколение приобщается к языку мам и пап.
«Стараемся через праздники, различные мероприятия сохранить родной язык», — утверждают активисты автономии. Помогает им в этом и школа, проводя недели чувашского языка, на которых учащиеся читают стихи, поют песни на чувашском. К слову, в местной школе действует музей краеведения, основанный в 1967 году, а в библиотеке — музей культуры и быта чувашского народа.
Все сказанное и было продемонстрировано на праздновании 330-летнего юбилея основания села Шняево.
«Какое богатое культурное мероприятие!..»
Праздник в Шняево, по рассказам СМИ, удался на славу. Гости были приятно удивлены национальной деревней с чувашскими, русскими, мордовскими и татарскими подворьями, где каждый народ знакомил со своей культурой, традициями, бытом, национальными костюмами и кухней.
«Юбиляры» потрудились на славу, устроив для гуляния разнообразные площадки. Так, в «Выставочном квартале» на выставке «Родной земли любимый образ» можно было полюбоваться картинами местных художников Владимира Иванова и Ивана Карабашева. На площадке «Традиции живая нить» проходил обзор книжно-предметной выставки литературы на чувашском языке с разделами: «Мудрость народную книга хранит», «К истокам народной культуры», «Россыпь талантов народных». А на поэтической площадке «Край родной воспеваю» юные жители Шняева читали стихи на чувашском и русском языках. В «Национальном квартале», где работали национальные подворья, все желающие могли пройти мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов или созданию национального украшения.
В «Спортивном квартале» состязались в национальных народных играх, играли в волейбол, соревновались в «Веселых стартах». В рамках «Фестивального квартала» проходил концерт самодеятельных творческих национальных коллективов, его заключительным аккордом стал «Хоровод дружбы».
Праздником впечатлились все, Всемирная сеть пестрит восторженными откликами: «Яркое и колоритное событие, а фотографии — словно живая летопись…», «Радует, что народ хранит свой язык, свои культурные традиции, передает их детям. Важно, что издаются книги и на чувашском, и в переводах», «Какой прекрасный, духовно богатый, красивый народ! Как чтут и берегут свои обычаи, традиции! Такие яркие, красочные костюмы, щедрые столы с угощением, поделками…», «Какое богатое культурное мероприятие — литература, танцы, пение народных песен! Хочется пожелать прекрасному чувашскому народу оставаться верными своим традициям, мирного неба, радости и процветания!»