Большой юбилей маленького села
Ярким событием для жителей Северного района Новосибирской области стало в конце лета праздничное мероприятие, посвященное 155-летию основания села с говорящим названием — Чуваши. Множество гостей, выставки мастеров декоративно-прикладного искусства, детских рисунков, фото старейших жителей, игровые зоны, уставленные национальными блюдами столы, веселые песни — все вместил в себя праздник.
Туда, где живут чуваши…
Как рассказала по телефону директор местного Дома культуры, инициатор праздника Ольга Андриенко, к юбилею чувашинцы готовились заранее и тщательно. Сплотившись, навели чистоту и порядок на улицах, а на высоком красивом берегу реки Тартас подготовили площадку для праздника и даже построили специальную сцену.
Место было выбрано не случайно. По легенде именно по реке прибыли туда первые переселенцы. И юбилейные торжества начались с того, что из-за поворота реки появились две лодки с сидящими в них людьми. Собравшиеся наперебой стали восклицать: «Чуваши плывут! Заселяют территорию…»
История сохранила имена первых поселенцев — Михаил Егорович Аникин с женой и тремя сыновьями. Видимо, искателям свободных земель и вольной жизни понравилось место — чистая вода, просторный лес. Значит, можно ловить рыбу, собирать грибы, ягоды, охотиться…
До зимы пришельцы сумели поставить небольшую избу, запастись продуктами питания, дровами… Выживать в суровом таежном лесу семье помогало местное население — остяки (коренной финно-угорский народ Западной Сибири. — Авт.), с которыми они подружились. Датируется событие 1855 годом. Между тем Столыпинская аграрная реформа, вызвавшая мощный поток переселенцев из Поволжья в Сибирь, проходила значительно позже, с 1906-го по 1917 год…
Первоначально Аникины назвали свое поселение Михайловкой в честь отца. Но шло время, подрастали сыновья, и старший, как было принято у наших соплеменников, решил отделиться от отца. В 1866 году он выбрал себе на берегу Тартаса новое место. Там и «родилась» деревня Чуваши. Вскоре рядом с подворьем младшего Аникина стали селиться и другие землеискатели, беженцы, скрывавшиеся от преследования царского правительства. Пополнялось селение и ссыльными…
Справка «СЧ»
Согласно данным экспедиционных исследований этнографов Новосибирской области, в селе Чуваши живут потомки выходцев из современных Урмарского (деревни Чубаево, Кульгеши) и Канашского районов (село Яманово).
По данным Всесоюзной переписи 1939 года, в Новосибирской области проживали 41910 чувашей, переписи 1970 года — 8007. Всероссийская перепись 2010 года зафиксировала в области 2070 чувашей. Расселены они дисперсно, хотя и повсеместно на всей территории. Сравнительно компактно и многочисленно наши соплеменники живут в Северном и Колыванском районах.
Численность чувашей-горожан составляет 54,8%. Основная масса сельчан сосредоточена
в 9 селениях, где живут совместно с русскими, — в селе Чуваши, деревне Витинск, поселках Алёшинский и Ивановка Северного; в селе Пихтовка, деревнях Малиновка и Марчиха Колыванского; деревнях Новониколаевка и Новопокровка Кыштовского районов.
Никто не знал, как называется то место, говорили просто: «Поедем туда, где живут чуваши». Так и прижилось это название. А во время Столыпинской аграрной реформы по соседству с Чувашами появились и другие чувашские поселения. По некоторым данным, в Северном районе Новосибирской области нашими соплеменниками были основаны 14 селений, в которых в 1907-1914 годах жил 2641 человек.
К слову, историю образования села Чуваши по крупицам восстанавливали учащиеся краеведческого кружка Чувашинской общеобразовательной школы.
«Нацмен пролетарий» и «Новая жизнь»
Жили чувашинцы дружно. Строились, заводили скотину, продавали заезжим купцам кожу, мех, лес. Все важные события, происходящие в стране, не обходили их стороной. Коренной перелом в жизнь деревни внесла Октябрьская революция. Правда, точных сведений о том, как ее приняли в Чувашах, нет. Хозяйства были некрупные, и, скорее всего, большевики и их идеи были приняты с пониманием. По данным первой Всесоюзной переписи населения СССР, в 1926 году в деревне было 74 хозяйства и проживали 355 человек, все по национальности чуваши. В том же году там появилась начальная школа — специального помещения не было, учились в доме одного из крестьян. Только неизвестно, на каком языке проходило обучение…
В 1934-м в Чувашах был образован колхоз «Нацмен пролетарий». В хозяйстве появились первые сенокосилки, конные молотилки, первый колесный трактор… Но надежду на счастливое будущее украла война…
Почти все мужчины были мобилизованы на фронт, подростки — на военные заводы Новосибирска. На Великую Отечественную уходили целыми семьями. Из Чувашей ушли пять братьев Андреевых, семь братьев Курцевых, четверо братьев Петровых, никто не вернулся…
В 1950-е годы в стране началось укрупнение колхозов. «Нацмен пролетарий» вследствие объединения с колхозами «Герой», «Правда» и «Победитель» вошел в большое хозяйство «Новая жизнь». Объединило оно несколько деревень — Михайловка, Стёпинка, Ивановка. Прибелинка, Алёшинка — с центральной усадьбой в Чувашах. В деревне появились почта, сельмаг, новая школа, детский сад, клуб, больница, памятник погибшим воинам-землякам. Обновили свои дома и жители. Кстати, в 1960-е годы население Чувашей составляло 737 человек.
«Новая жизнь» просуществовала 40 лет. Начавшаяся в 1985-1991 годах в стране «перестройка» принесла изменения и в организации сельскохозяйственного производства. Колхоз как некогда неотъемлемая часть села ушел в прошлое. Решением общего собрания в декабре 1991 года «Новая жизнь» была ликвидирована.
90-е годы стали для чувашинцев, как и для всей страны, временем больших перемен. Каждый выживал в одиночку. Более предприимчивые занялись своим делом, а часть сельчан покинула деревню…
Жизнь продолжается
Сегодня в Чувашах проживают 237 человек, в школе учатся 17 учеников, в детский сад ходят 7 малышей. Потомки основателей села составляют 20% населения… Некоторые из них поддерживают связь с родственниками из Чувашии, приезжают в республику.
По словам Ольги Михайловны, чувашинцы — люди дружные, доброжелательные, очень любят свое село и на праздники собираются всем миром: «Народ у нас гостеприимный, приветливый. В беде друг друга никогда не бросаем, всегда приходим на помощь». Кстати, и юбилей села стал также возможным благодаря спонсорской помощи его уроженцев.
Не забыты в Чувашах старинные обряды, традиции, песенное творчество. К примеру, ежегодно в Доме культуры устраивается осенний праздник урожая Чÿклеме, на который обязательно приглашают соседей — жителей близлежащих деревень, поют песни на чувашском. Правда, пожилые чувашинцы иногда говорят участницам вокальной группы «Савăнăç» (Радость), созданной при Доме культуры, что поют они не совсем так, как это делалось в старину.
Только чувашский язык в селе звучит все реже. Владеет им в основном старшее поколение, а молодые больше тяготеют к «великому и могучему». И в семье самой Ольги Михайловны (она чувашка по материнской линии) родной язык звучал, пока были живы бабушки… «Вот мы и пытаемся через праздники, культурные мероприятия сохранить традиции, язык», — говорит выпускница Кемеровского государственного института культуры и мама двух сыновей.
Праздник, который был презентован как «Большой юбилей маленького села» и заявлен на конкурс мероприятий событийного туризма среди муниципальных районов и городов Новосибирской области «Сибирский тракт», получился ярким и насыщенным. Запомнился нескончаемыми поздравлениями, конкурсами и подарками. Поздравить чувашинцев пришли и районное начальство, и жители соседних поселений. Своими выступлениями юбиляров и гостей радовали коллективы художественной самодеятельности сел Биаза, Чебаки, Северное, деревень Витинск и Коб-Кордон. Бурных аплодисментов удостоилась группа «Савăнăç», исполнявшая песни на чувашском языке. Завершился юбилей праздничным салютом.
К СЛОВУ
Есть в Новосибирской области еще одно поселение с этнонимом «чуваш» — поселок Чувашкино, находится в Чулымском районе, входит в состав Кокошинского сельсовета. По переписи 2010 года там проживают 11 человек.
Прекрасная статья, написана с любовью к малой Родине. Жаль, что разъезжаются люди… в 2022 году в школе уменьшилось количество учеников.
да. это вполне закономерный процесс- растворение малых народов в среде более крупных. тем не менее он вызывает душевную печаль своей неотвратимостью и быстротой совершаемости. тут много можно рассуждать о роковых для чувашского народа исторических пертурбациях. в которых они все -таки выжили. но потеряли изрядную долю своего менталитета и авторитетных вождей. результатом этого . ..стало вначале переход в мусульманство. значит. в татары целыми деревнями. а затем-уже в советское время-неудержимое обрусевание. огромную и решающую роль в чем сыграли образование и .телевидение.а в пос ледние десятилетия интернет и мобильная связь. я с огромным уважением. отношусь к деятельности национальных активистов. стремящихся сохранить язык и национальные традиции своих народов. но процесс идет с катастрофически убыстряющимися темпами. особенно среди чуваш и его уже невозможно остановить.