За бойкий характер, черные, как смоль, длинные волосы и хрупкую точеную фигурку Ниночку называли ласточкой. Такое сравнение девушке придумал Илья Прокопьев, видный партийный деятель Чувашии. В небе, за штурвалом самолета, пилот чебоксарского авиаотряда Нина Гильманова, командир самолета Ан-2, и вправду чувствовала себя птицей…
Белый платочек
Деревенская изба в Искеево-Яндушах Цивильского района вся была обклеена вырезками из журналов с фотографиями военных летчиков. В шестидесятые годы прошлого века не только мальчишки, но и девчонки грезили авиацией, космосом. Вот и школьница Нина Егорова (в замужестве — Гильманова) мечтала однажды подняться в небо…
А началось все с книги Вениамина Каверина «Два капитана», прочитанной Ниной в школе. Судьба благородного летчика Александра Григорьева так врезалась в сердце, что стала отправной точкой в выборе жизненного пути. То издание на чувашском языке Нина Егоровна, кстати, до сих пор бережно хранит в домашней библиотеке.
А потом был случай во время весенней пастьбы овец в овраге у деревни. «Вижу — в небе летит самолет, — вспоминает детские годы Нина Егоровна. — Я смахнула с головы белый платок и бегу вдоль оврага, машу. А самолет надо мной кружится, кружится. И так мне втемяшились железные птицы в голову, что для себя решила — я обязательно полечу».
Лет в 13-14 Нина узнала от старших подруг об аэроклубе в Чебоксарах. С тех пор девушка не сомневалась, что именно туда направится сразу после окончания восьмилетней школы.
За всех чувашских девушек
Одновременно с парашютным отделением Чебоксарского аэроклуба 16-летняя Нина поступила в кулинарное училище. Взглянув на аттестат, где по всем предметам красовались пятерки, члены приемной комиссии удивились: отличница и в поварихи?! Но у Нины были свои мысли: в кулинарном студентов неплохо кормили, к тому же предоставлялось койко-место. Для девушки, которую мама воспитывала одна, и средств не хватало, — то, что нужно.
Свой первый прыжок с парашютом Нина Егорова сделала уже в 17 лет под руководством тогда еще молодой девушки-инструктора, а в недалеком будущем знаменитой спортсменки-парашютистки Майи Костиной. «Первый раз в небе не забыть, — с восторгом в голосе говорит Нина Егоровна. — В тот день хотелось прыгать еще и еще, хоть десять раз. Но Майя Костина строго сказала: «Егорова, на сегодня хватит. Будешь еще прыгать».
Прыжков в общей сложности было 45. Там же в аэроклубе сбылась мечта покорить небо за штурвалом самолета. Взмыла ввысь 17-летняя Нина сначала на планере, чуть позже освоила одноместный самолет ЯК-18П и двухместный — ЯК-18А. А налетав нужное количество часов, направилась в Калужское авиационное летно-техническое училище системы ДОСААФ.
Медкомиссию и экзамены, вспоминает Нина Егоровна, сдала без проблем, а вот перед мандатной комиссией, сама того от себя не ожидая, растерялась. В большой аудитории будущие курсанты держали ответ перед военными летчиками. «Откуда, вы, девушка, прибыли?» — задал вопрос один из членов комиссии. «Из Чебоксарского аэроклуба», — робко ответила абитуриентка. «Чебоксары?! Ну как там Кугеси, как Ибреси?» — неожиданно поинтересовался сидевший в центре стола мужчина со звездой Героя на груди, председатель мандатной комиссии. Нина моментально выпрямилась, расправила плечи и бойко ответила: «Моя деревня недалеко от Кугесь!»
Оживившимся при упоминании Чебоксар человеком оказался фронтовик, военный летчик, полковник Анатолий Васильевич Колбасников. После ранения во время Великой Отечественной войны его выходили в госпитале в Алатыре девушки-медсестры (там же, кстати, лечился и летчик-истребитель, Герой Советского Союза Алексей Маресьев). На всю жизнь остался благодарен он трудолюбивым и заботливым девушкам из Чувашии за то, что быстро подняли его на ноги. А его уважение к чувашкам передалось Нине. Девушку в училище сразу же зачислили, да и во время учебы фронтовик всячески помогал курсантке из Чувашии и при любом случае интересовался ее успехами.
В 1971 году, получившую диплом летчика-инструктора-парашютиста и воинское звание младшего лейтенанта запаса Нину Егорову приняли в Чебоксарский объединенный авиаотряд вторым пилотом Ан-2. Дипломированным пилотом девушка покорила небо в 23 года. А спустя несколько лет, в 1977-м, стала командиром воздушного судна Ан-2.
Впрочем, и по профессии повара Нина Егоровна поработать все-таки успела: в столовой № 12 в Чебоксарах. Ее пироги и сейчас вызывают восторг у гостей.
Не женское дело?
В Чувашии Нина Егоровна выполняла пассажирские рейсы по местным воздушным линиям — тогда в районы часто добирались самолетами, дороги были не везде. Летала по спецрейсам в Сибирь, Нижний Тагил, Ижевск, Пермь, Горький, Оренбург — возила туда секретную военную продукцию, доставляла пассажиров в Саранск, Йошкар-Олу, Киров и другие города. Женщин-пилотов не допускали разве что к «химии» — обработке полей удобрениями с воздуха, а в остальном никаких послаблений для прекрасного пола не было.
«Да вы что! Летали наравне с мужчинами, — восклицает Нина Егоровна. — Мы страшно боялись, что в случае чего скажут: да ну, бабы, что с вас взять! Не дай бог такое услышать! Это считалось страшным оскорблением». Как-то, вспоминает, летела на самолете Як-18А на лыжном шасси, которые имели свойство примерзать к снегу во время стоянки. На такой случай в кабине возили деревянную кувалду. Второму пилоту полагалось при необходимости бить ею по лыжам, чтобы самолет взлетел.
«Кто должен кувалдой бить-то?» — возмутилась однажды Нина в адрес сидевшего за штурвалом командира. Но ничего не поделаешь — пришлось, как положено второму пилоту, самой выйти с молотком.
В Чебоксарском аэропорту, к слову, в те времена работали пилотами сразу четыре женщины, и все они были командирами воздушных судов. Во всем СССР женщин-пилотов было не больше двух десятков, а тут в одной маленькой республике четверо.
Вместе с Ниной Егоровой трудились командир Ан-2 и второй пилот Ан-24 Галина Борисова, командиры Ан-2 Мария Вертянкина и Зинаида Романова. Женский «батальон» был настоящей гордостью Виктора Энгельса, командира Чебоксарского авиаотряда. Летали девушки безукоризненно — у каждой ни единой отметки в талоне нарушений и нагрудный знак «За безаварийный налет часов».
А каким уважением пользовались они у коллег-мужчин! Что в летном училище, среди курсантов, в котором рукодельница Нина Егорова запросто могла пришить пуговицы к кителям, что на работе в аэропорту. С большой благодарностью вспоминает она командира отряда Ивана Мукина, инструктора Владимира Обрубова. Нет-нет да и сейчас встретит она своих пассажиров — пилотов тогда знали в лицо и по имени.
Впрочем, даже за штурвалом женщины оставались женщинами. В кабине Нина Егоровна всегда держала туфли на высоком каблуке. Спускалась с самолета она при полном параде. Восторженные взгляды были обеспечены.
Обаяние порой даже выручало. Однажды, приземлившись в Йошкар-Оле, пилот забыла закрыть шасси на замок, а это нарушение, халатность. На перроне оплошность заметили инспектор по безопасности полетов и другие летчики. По их недоуменным взглядам она поняла, что что-то не так, но шага не сбавила, продолжив гордо идти. Поравнявшись, обняла инспектора, расцеловала в обе щеки, и ситуация сама собой обратилась в шутку.
Не из робкого десятка
Конечно, сложности были. Но о них Нина Егоровна рассказывать не любит.
Еще в училище в Калуге однажды подвел парашют — приземляться пришлось прямо на дуб. К счастью, не было даже ни царапины. «Всегда Бог берег», — призналась она.
А как-то летом на пути в Йошкар-Олу над поселком Северный за Волгой резко ухудшилась погода — накрыл густой туман. «Ни вернуться в аэропорт не могу, ни вперед лететь, — вспоминает тот день. — Мне надо бы назад, в аэропорт вылета, а я нарушаю — иду напролом. Попросила у диспетчера Йошкар-Олы пеленг, нас всех знали по голосу, так и добралась. В Йошкар-Оле все летчики выстроились — никто не летал в такую погоду. Оказывается, диспетчер думал, что я больного пассажира везу. А у меня был обычный пассажирский рейс». Позже выяснилось, что одним из пассажиров на борту был военный летчик. На выходе из салона он подал пилоту руку, сказав, что поражен ее смелостью.
КСТАТИ
В Чебоксарском аэропорту вообще работали уникальные личности. Например, Герои Советского Союза летчики-фронтовики Федот Орлов и Михаил Сапожников, совершившие немало подвигов в годы войны. Их именами, кстати, названы улицы рядом с аэропортом на Южном поселке.
Был и такой случай. Однажды на взлете над Чебоксарами упала мощность, и самолет начало трясти. В такой ситуации действовать нужно молниеносно — Нина Егоровна решительно посадила самолет прямо на поле у деревни Синьялы. Прибывшие техники выяснили, что проблема — в двигателе. Пассажиры и пилот пересели на другое судно. Ни один из пассажиров не отказался от полета.
И жили, и летали душа в душу
В Чебоксарском авиаотряде Нина Егоровна познакомилась со своим будущим мужем — пилотом гражданской авиации 1-го класса, заслуженным пилотом России Рашидом Гильмановым (О Рашиде Ясавиевиче «СЧ» писала в материале «Рашид Гильманов: «Люблю просторы. Они мне напоминают небо» от 7 февраля 2019 г. — Ред.) Они даже летали в одном экипаже на Ан-2. Будущая супруга была у командира вторым пилотом.
«Летали душа в душу. В кабине командиром-то был, конечно, он, а вот в семье — я», — подшучивает она. В небе в «крылатом» семействе случались и забавные ситуации. Нина Егоровна летела в Горький, а супруг возвращался из Минеральных Вод. Прямо в небе, в эфире, она обратилась к диспетчеру, чтобы тот передал мужу, что она улетела и может заночевать. На что диспетчер ответил: супруг в эфире, и она может связаться с ним напрямую. «Детей забери из садика, я улетела в Горький, не знаю, когда прилечу», — оповестила она супруга во всеуслышание. «Весь эфир потом над нами хохотал», — смеется Нина Егоровна.
В 39 лет, в 1987 году, отлетав положенную норму часов (Нина Гильманова провела в небе 5700 часов), авиатор ушла на заслуженную пенсию. Конечно, еще были предложения поработать, переучиться на Ту-134, даже испытать Ан-3 в Украине, но в небо Нина Егоровна с той поры больше не вернулась. Выбрала семью — подрастали двое сыновей.
До слез хотелось в небо. Рядом с аэропортом у семьи находится дачный участок, и первое время Нина Егоровна рыдала при виде белоснежного Ан-2 — не могла ничего с собой поделать. Вот и сейчас, когда вспомнила былое, снова слезы навернулись на глаза — желание летать никуда не пропало. «В небе ты птица. Это не передать словами, — разволновалась Нина Егоровна. — Чувствуешь полет, свободу, будто поднялся над всем миром».
Есть и еще что-то, что авиатор знает точно, — ангел-хранитель, который всегда рядом.
Фото из семейного архива: Чебоксары, 1973 год. Женщины-пилоты Чебоксарского объединенного авиаотряда Приволжского управления гражданской авиации (ПУГА). Слева направо: Зинаида Алексеевна Романова – второй пилот самолета Ан-2, Галина Ивановна Борисова – второй пилот самолета Ан-2, Нина Егоровна Гильманова – второй пилот самолета Ан-2. Четвертой женщиной-пилотом была Мария Михайловна Вертянкина.
После такой статьи самому летать хочется!
Нина Егоровна, если хотите вновь ощутить радость полета за штурвалом самолета, позвоните 89518956995. Ехать недалеко, денег стоит небольших.
В чебоксарском аэропорту работали: — второй пилот самолёта Ан-24 Борисова Галина Ивановна, командиры само-лёта Ан-2 Вертянкина Мария Михайловна, Романова Зинаида Алексеевна, Гильманова Нина Егоровна; — Лужецкий Константин Алексеевич — участник военно-воздушного парада 18 августа 1945 года (аэродром Тушино, г.Москва), командир авиационного звена самолётов ПО-2(У-2) (1947 год, г.Чебоксары), командир Тюменской авиагруппы Уральского Управления Гражданской авиации (с апреля 1960 года, г.Тюмень), первый начальник ТУГА (Тюменское Управление Гражданской Авиации) (с 24 марта 1967года, г.Тюмень), начальник инспекции по безопасности полётов МУ СП и МВЛ ГА (Московское Управление Специального Применения и Местных Воздушных Линий Гражданской Авиации) (с 08 октября 1969 года, г. Москва); — первый начальник Чебоксарского аэропорта Воробьёв Сидор Андреевич. два героя Герои Советского Союза Орлов Федот Никитич и Сапожников Ми-хаил Александрович) — боевые лётчики Великой Отечественной войны; — Заслуженный пилот СССР Энгельс Виктор Францевич, Заслуженный пилот России Гильманов Рашид Ясавиевич.
Не каждое авиапредприятие Советского Союза и современной России имеет в личном составе таких пилотов! Есть кем гордиться!!! 4.03.2021 Александр Николаев