Северное кино атакует

КИНОСТУДИИ ДРУГИХ РЕГИОНОВ ТОЖЕ ПОДТЯГИВАЮТСЯ

X Чебоксарский международный кинофестиваль в самом разгаре. В пяти чебоксарских кинотеатрах, а также в ДК «Салют», Национальной библиотеке и в залах «Чувашкино» идут показы конкурсных фильмов, проводятся кино-ретроспективы, специальные программы и встречи с кинематографистами. Уникальность фестиваля в Чувашии — его акцент на региональное и этническое кино, и работы, представленные на такой конкурс, традиционно вызывают интерес.
Председатель отборочной комиссии киноработ малых народов, киновед Сергей Анашкин назвал нынешнюю программу экспериментальной и даже странной. Странность ее, однако, лишь в том, что прежде в этом конкурсе не показывались картины зарубежного производства. А в этом году на конкурсе решили показать фильм, сделанный французскими коллегами, где одна из трех новелл снималась с участием эвенков, в Якутии. И поскольку в отличие от якутского, например, эвенкийского кино пока нет в природе, а народ интересный и самобытный, в комиссии решили, что эту картину надо показать. Фильм французского режиссера Криса Булы называется «Кочевое детство», специалист по буддизму работал также в Тибете и в Монголии, исследуя феномен кочевников. В эвенкийской новелле снимались непрофессиональные актеры, и жена режиссера Эмилия, приехавшая к нам на фестиваль представлять фильм, рассказала, что очень полюбила эту суровую и необычную для европейца землю и ее людей, прожив там несколько месяцев.
Вторым новшеством стало появление в конкурсе документальной картины. Это ненецкий «Чистый лист». Отборщики не могли пройти мимо этой поразительной грустной истории о молодом ненце, мечтающем стать писателем и пишущем письма фотографу, в которых он раскрывается как удивительная личность. Получасовой фильм, образ жителя далекого Ненецкого автономного округа для многих может стать настоящим открытием. Ведь не зная чего-то в деталях, мы подвержены стереотипам, ждем от «северных фильмов» одних снегов, ветров и плясок с бубнами. А на самом деле там живут наши современники, верящие в духов и одновременно думающие о Достоевском.
В этом году в программе больший крен в сторону жанрового кино. Есть две комедии и детектив. Из Татарстана, например, привезена лента Алексея Барыкина «Семейные хлопоты», которая очень нравится татарским зрителям. Хотя, по словам режиссера, ее очень трудно было «пристроить» в прокат: авторы буквально засаживали директоров кинотеатров на сеанс, чтобы они просто посмотрели родное кино. Но после просмотра фильм брали в прокат все. А работа башкирских авторов «Из Уфы с любовью» и вовсе «переплюнула» на родине сборы голливудских лент.
Картинам из Чувашии в этом году не дали такой форы, как на прежнем фестивале — их так же строго отбирала комиссия. В результате в конкурсе оказались лишь три работы чувашских режиссеров. Сергей Анашкин на очередной вопрос «как нам добиться такого же феномена, как якутское кино», ответил вежливо, но достаточно ясно: «Пока мне сложно отбирать чувашские картины. Потому что они четко разделяются на два потока, никак не соприкасающиеся между собой. Это либо фильмы на чувашском языке близкие к телеспектаклям, просто театр на пленке. Либо дорогие боевики на русском языке, не имеющие никакой привязки к месту действия. Вот когда эти два потока сольются, когда технически качественное кино будет сниматься на национальном языке и самим режиссерам это будет важно, вот тогда и возникнет феномен чувашского кино».
Вчера в Национальной библиотеке состоялся бурный и интересный разговор «круглого стола» «Развитие национального кинематографа в современных условиях», где собравшиеся говорили об условиях создания регионального кинематографа и системе проката, которая пока не способствует его развитию. Читайте о нем в следующих номерах газеты.

КСТАТИ
В программе есть и полнометражные картины, и «короткий метр». Например, фильм о забайкальских бурятах «Нюуса» (Тайна) длится всего 13 минут, но может сильно прибавить зрителям восхищения и удивления по поводу того, как много всего в нашей стране и как мало мы порой об этом знаем. В Забайкалье, в этом удивительном краю, бурятов совсем немного, а кино там занимаются и вовсе три человека. Режиссер фильма Даба Дабаев, впервые приехавший на фестиваль, уверен, что историй о казаках-бурятах, об их вере и быте можно рассказать огромное количество. И даже считает, что кино, фиксация уникального образа народа, может спасти его от полного исчезновения.

Фильм «Кочевое детство» открыл европейцам Якутию.

Опубликовано: 25 мая 2017 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.