КАК ПОЮТ КАЗАКИ
Казачий ансамбль «Раздолица» сегодня в республике известен многим – он частый гость на различных торжественных мероприятиях, народных гуляньях, праздниках. Не раз на концертах приходилось наблюдать, как зрители, выражая бурными аплодисментами свой восторг, переспрашивали друг друга: «Откуда приехали?», «Что, действительно настоящие казаки?»
Последний вопрос задала и я, встретившись с артистами во Дворце культуры имени П.П. Хузангая, где и базируется ансамбль. Ответили хором: «Мы казаки по духу!» А спев специально для меня новую разучиваемую песню, девушки (в тот день на репетиции были только они и руководитель) стали рассказывать, что этот дух и подвигнул их сотрудничать с казачеством. Одни уже приняли присягу, другие еще проходят испытательный срок, третьи просто члены Казачьего культурного центра. В доказательство они достали из шкафа формы – синие костюмы, белые кофточки: «Когда идем в них по улице (например, в воскресенье ходим в церковь), все оборачиваются, смотрят на наши погоны, стараясь угадать, кто мы, в каких чинах…»
«А разве нельзя петь казачьи песни, не вступая в казачество? – не удержалась я. – Среди вас чуваши, русские…» Девушки с ответом не медлят: «Мы от своих корней не отказываемся. Петь можно. Можно надеть погоны и выйти на сцену. Но это будет ряжение. А мы хотим, чтоб все было по-честному и петь казачьи песни так, как они поются в станицах…»
Свою историю ансамбль ведет с 2005 года, когда на музыкально-педагогическом факультете педуниверситета любители русской и казачьей народной песни (студенты и педагоги) организовали вокально-инструментальный ансамбль «Раздолье».
Однажды на свой концерт они пригласили руководителя Казачьего культурного центра Валерия Бобкова. Атаман пришел не один, с казаками. Ансамбль, видимо, им показался, предложили сотрудничать…
А вскоре встал вопрос о переименовании ансамбля – коллективов с названием «Раздолье» в республике хватает. «Все получилось неожиданно быстро, – вспоминает нынешний руководитель ансамбля подъесаул Алексей Антошин. – Заглянул в Словарь русского языка Владимира Даля. Оказалось, слово «раздолье» имеет параллельные формы мужского рода – раздол и женского рода – раздолица. Последнее нам понравилось. Так, с 2011 года мы стали «Раздолицей».
Название оказалось не только красивым, но и удачливым. Уже в 2012 году ансамбль стал победителем XI Международного фестиваля-конкурса «Поющие струны России», проходившего в Анапе, в 2013 году – XV Всероссийского фестиваля русского народного творчества «Звучи, российская глубинка!» в Алатыре.
В общем, по словам артистов, сотрудничество плодотворное. Казачий культурный центр их поддерживает и морально, и материально, и организационно – костюмы, аппаратура, поездки по республике и за ее пределы. Откуда средства? Центр каждый год со своими культурными проектами участвует в различных конкурсах, выигрывает гранты.
«Наша же задача, – дополняет рассказ своих подопечных руководитель, – возрождение и укрепление казачьих культурных ценностей, в частности, танцевальных и песенных традиций. Казачьи песни отличает особая эмоциональность, своеобразное построение ритма, темпа мелодии».
Сегодня в «Раздолице» восемь любителей казачьей песни, большинство из них с музыкальным образованием, есть и профессиональные певцы: Алексей Антошин – солист муниципальной капеллы «Классика», Сергей Кузнецов – солист театра оперы и балета. Есть в ансамбле и танцовщица – хорунжий Ольга Алимова.
В августе нынешнего года коллектив ездил в Самарскую область на фестиваль казачьей культуры «Красноглинская вольница». Форум не был конкурсным, просто каждый ансамбль показывал, что он может. Но выступление представителей Чувашии не осталось незамеченным.
«Нас встретили очень тепло, особо отметили наш профессионализм, – не скрывают удовлетворения певцы. – А какие казаки там бравые собрались! И мы с ними наравне!»