Перечитывая завещание просветителя
25 апреля исполняется 170 лет со дня рождения выдающегося педагога, организатора национальной школы Ивана Яковлевича Яковлева. Учитывая его заслуги, этот день в республике утвержден как День чувашского языка.
Иван Яковлев пользуется искренним уважением среди чувашей, его называют «просветителем чувашского народа». А между тем его деятельность носила многонациональный характер. Поэтому некоторые исследователи считают его просветителем коренных народов Поволжья и Приуралья.
О Яковлеве можно писать много. Кроме того что он создал современную чувашскую письменность, алфавит и букварь, разработал системы обучения в двуязычной школе, воспитания учащихся с применением трудового процесса и художественного творчества, был переводчиком, писателем, издателем, Иван Яковлевич еще является автором Завещания чувашскому народу. Текст его по объему небольшой, но по содержанию бескрайний.
Судьба Завещания сложилась непросто. Известный историк Василий Димитриев, составляя в 1956 году в Государственной библиотеке СССР описание фонда Ивана Яковлева, первым обнаружив тексты Завещаний просветителя на русском и чувашском языках, пишет: «Завещание Иваном Яковлевичем было составлено летом 1921 года в Симбирске при участии сыновей». Однако в воспоминаниях сам просветитель отмечает, что «…завещание мое чувашскому народу, составленное лет десять тому назад…». По этому поводу исследователь жизнедеятельности просветителя Герольд Плечов замечает: «Это был ранний вариант… впоследствии Иваном Яковлевичем была подготовлена новая редакция Завещания».
Впервые полный текст Завещания увидел свет лишь в 1992 году. Правда, его отрывки и фрагменты время от времени появлялись в публикациях, вызывая различные суждения и комментарии, особенно среди чувашской интеллигенции. Однако прочесть его в полном объеме и дать объективную оценку не представлялось возможным.
Накануне 170-летней юбилейной даты просветителя возникает вопрос: как исполняются сегодня заветы Яковлева чувашскому народу? Насколько они актуальны в нынешних условиях?
Текст Завещания начинается с его призыва к родичам: «Крепче всего берегите величайшую святыню — веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и одобряет душу в часы несчастья и горя».
Как показывают проведенные в последние годы социологические опросы, преобладающая часть верующих чувашей исповедует православие. Для совершения религиозных обрядов в республике имеются все условия. В настоящее время в органах юстиции зарегистрировано более 240 религиозных объединений православной веры, действуют 7 монастырей, около 250 храмов. Заветная мечта Ивана Яковлевича: «…дайте чувашскому народу Священное писание, полностью завершив перевод Ветхого Завета» — исполнена. Полный текст Библии на чувашском языке вышел в свет в 2009 году. Среди 189 народов России чувашский народ стал первым, получившим текст Священного писания на национальном языке. Впервые в истории все библиотеки республики были оснащены Библией на чувашском, а в Чебоксарах открыт Музей Библии и перевода ее на чувашский язык.
Дальнейшее развитие получило православие в Чувашии. Мечта Ивана Яковлева «иметь чувашского архиерея» сбылась. В 1946 году в составе 23 общин была учреждена Чебоксарско-Чувашская епархия. С тех пор количество приходов увеличилось более чем в 10 раз. В 2012 году она преобразована в Чувашскую митрополию.
Вся новейшая история чувашского народа убедительно показывает, что исполняются завещания просветителя: «Верьте в Россию», «Чтите и любите… русский народ». В период деятельности просветителя чуваши проживали в основном в однородной демографической среде. Сегодня реалии другие — на территории современной республики проживают представители 128 национальностей и 9 этнических групп. Что характерно, на всех этапах социального и экономического развития страны чувашей всегда отличало трудолюбие, нравственная и духовная чистота, уважительное отношение к представителям других национальностей.
Над исполнением заветов просветителя: «Берегите семью», «Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов», «Бойтесь путей кривых и обходных» предстоит еще упорно работать. Во времена жизни Ивана Яковлева семейные разводы были крайне редки, а брошенных детей не было, если случалось такое, то их на воспитание брали односельчане. Самого «Ваню, как его называли в семье», когда «умерла на третий день после рождения сына его мать, вдова», «усыновила семья… родной сестры матери».
В настоящее время семьи распадаются, дети при живых родителях становятся сиротами. Употребление спиртных напитков, курение, наркомания стали, увы, частью нашего общества.
Отметим, тексты Завещания на чувашском и русском языках немного отличаются. Анализ текста Завещания на чувашском показывает, что текст на русском немного сокращен — в нем отсутствует часть, в которой приводятся некоторые черты характера соплеменников. Следует отметить, они до сих пор не изжиты. В Завещании говорится: «Если из чуваш кто-нибудь начинает выходить вперед, ему подставляют ножки, закрывая дорогу». Тут же дается совет: «Вы не следуйте таким. Растущему всеми силами помогайте подниматься вверх. Возвысившись, усилившись, он сам вас будет вытаскивать со дна» (приведен перевод Василия Димитриева).
Чувашский народ гордится, что у него есть просветитель Иван Яковлевич Яковлев. «Чувашам, можно сказать, повезло. Не каждый народ имеет в своем духовном багаже такую могучую опору национального самосознания…» Завещание для чувашей является своеобразным кодексом нравственности и этического поведения. Идеи, заложенные в нем, актуальны и для других народов России. Соблюдение Завещания просветителя принесет любому народу лишь развитие и благополучие. В связи с этим целесообразно, чтобы каждый подросток еще с юношеских лет хорошо знал этот бесценный дар Яковлева и ориентировался в жизни по его заветам.
Михаил Краснов,
член Союза журналистов России
Картина Элли Юрьева «Друзья И. Ульянов и И. Яковлев». Из фондов Чувашского национального музея. 1969 г.
МЕЖДУ ТЕМ
«Сплошной труд и сплошные страдания за народ…»
Жизнь самого просветителя сложилась непросто. Как отмечает в своей статье «И.Я. Яковлев и дело его жизни» академик Лев Кураков, великодержавные шовинисты обвиняли его в национализме и сепаратизме, чувашские националисты считали его русификатором. После свержения в России царизма некоторые видели в нем «христианского миссионера» и «старорежимца». В 1918 году, в дни празднования 70-летия со дня рождения Ивана Яковлева и 50-летия его педагогической деятельности, на вопрос корреспондента о выдающихся событиях в его жизни Яковлев ответил: «Не было никаких выдающихся событий. За все 50 лет был сплошной труд, сплошная травля и сплошные страдания за народ». Но никакие трудности и доносы не смогли изменить убеждений педагога, он целенаправленно шел по избранному единожды в годы юности пути, «лучшую часть жизни отдав делу народного просвещения». Лишь после 1948 года, когда отмечали 100-летний юбилей Ивана Яковлева, говорится в статье, «восторжествовала в целом справедливая оценка титанического труда И.Я. Яковлева по просвещению, национальному подъему родного народа».