Вероника СКВОРЦОВА: Реабилитацию невозможно провести «на коленке»

В Чувашии прошло всероссийское совещание «Медицинская реабилитация как средство снижения смертности и инвалидизации населения», в ходе которого руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, руководители территориальных фондов ОМС и главные специалисты по медицинской реабилитации со всей России обсудили практические вопросы воссоздания в стране системы медицинской реабилитации пациентов. До начала совещания глава Минздрава России Вероника Скворцова встретилась с Главой Чувашии Михаилом Игнатьевым.
ЕСТЬ ЗА ЧТО ПОДДЕРЖАТЬ
Михаил Игнатьев отметил, что республика выполняет взятые на себя обязательства по повышению заработной платы работникам здравоохранения. В частности, что касается среднего медицинского персонала, то четырехразовое увеличение позволит довести их заработную плату до 75,6% от средней по республике. «Все стандарты, которые были определены по нормативно-­душевому финансированию, выполняются», – подчеркнул Глава республики. Кроме того, в прошлом году в Чувашии впервые за 20 лет естественная убыль населения сменилась естественным приростом. По показателю младенческой смертности республика является лучшей в ПФО, коэффициент рождаемости составляет 14 промилле на 1 тысячу населения – это выше показателя и ПФО, и России (ПФО – 13,2, РФ – 13,3).
«Здравоохранение в Чувашии – одно из лучших в стране, колоссальная работа проделана за последние годы, у нас есть уверенность в вашем регионе и в вашей команде, которая здесь работает», – отметила Вероника Скворцова. Она также обещала поддержать на федеральном уровне развитие в Чувашии санаторно-­курортной реабилитации, поскольку, по словам министра, «все, что зависело от региона, республика уже сделала на отлично».
В докладе, открывшем совещание, и на последующей пресс­-конференции Вероника Скворцова обозначила несколько важнейших факторов, касающихся дальнейшего развития этого направления здравоохранения.
ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕЙЧАС
«Я бы хотела отметить, что мы делаем упор не только на медицинскую реабилитацию, а на все этапы оказания медицинской помощи – от профилактики до санаторно-курортного звена, – сказала министр. – Однако медицинская реабилитация – важнейший этап, который позволяет достичь максимально полного выздоровления, возвращения нарушенных функций организма человека. К сожалению, в течение многих десятилетий медицинская реабилитация в нашей стране не развивалась, поскольку основным критерием являлось быстрое восстановление трудоспособности, и люди достаточно быстро «списывались», если не удавалось достичь нужного результата за короткий период. Сейчас мы эту ситуацию меняем, и уже на сегодня есть замечательные результаты. Я хотела бы отметить, что для проведения совещания мы не случайно выбрали Чувашию. Эту республику мы можем назвать сейчас «золотым эталоном» для всей страны, модельным регионом, поскольку за несколько последних лет здесь произошел настоящий прорыв, выстроена трехэтапная медицинская реабилитация – как в острейшем периоде заболевания, так и в амбулаторном, санаторно-­курортном звене. Уже достигнуты хорошие результаты. Но мы обсуждали с Главой республики, с министром здравоохранения Чувашии этапы нашего дальнейшего совместного сотрудничества, в том числе создание межрегионального центра, где можно будет получать медицинскую реабилитацию как в условиях амбулаторных, так и дневного стационара за счет потрясающих возможностей, которые хранятся на вашей территории, – лечебные грязи, минеральные воды.
Между тем есть регионы, где придется все начинать с нуля. Политика самодостаточности некоторых субъектов Российской Федерации, то, как они выстраивали организацию медицинской помощи, привели к тому, что различия между регионами были очень существенными. Но мы в ускоренном порядке будем эти различия преодолевать».
ПЕРЕМЕНЫ – БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ
В докладе Вероники Скворцовой в том числе прозвучало, что медсестер в поликлиниках надо будет убрать с приемов пациентов участковыми врачами, поскольку это неэффективное использование квалифицированных специалистов. Это вызвало некоторое непонимание у присутствующих. Однако министр объяснила, что имела в виду:
«Любые изменения в организации медицинской помощи возможны лишь тогда, когда для этого подготовлены условия. Так и с медицинскими сестрами. Подобная перемена станет возможна лишь тогда, когда будет полностью осуществлена информатизация здравоохранения, когда заработает электронное рабочее место врача в амбулаторно-­поликлиническом звене, когда нажатием пальца можно будет распечатать любой рецепт и достаточно впечатать правильное название лекарственного препарата. Тогда медсестра в качестве «подсобного рабочего» врачу будет уже не нужна. Между тем в нашей стране накопился очень большой дефицит среднего медицинского персонала – у нас нехватка около 800 тысяч медсестер, не хватает операционных, патронажных медсестер и медсестер, которые оказывают паллиативную помощь (облегчение страданий). Ну и, разумеется, крайне необходимы медицинские сестры в создаваемой системе медицинской реабилитации. Конечно, мы должны по достоинству ценить их труд, ведь их хорошо учат – 4-­5 лет, почти как врачей, это очень уважаемое образование, и недальновидно использовать его на выписывание рецептов.
Но хочу подчеркнуть еще раз, что это станет возможно лишь тогда, когда новые технологии будут внедрены. Мы ни в коем случае не хотим увеличить нагрузку врача первичного звена, напротив – хотим ее облегчить.
Сейчас идет огромная работа по формированию единой медицинской электронной карты и рабочего места врача. Мы уже создали электронную медицинскую библиотеку и сделали отдельный федеральный сервис, уже создали много информационных баз. Буквально месяц назад закончили работу над специальной электронной системой помощи в принятии решения в выборе лекарственных препаратов. В том числе в их сочетаемости или несочетаемости. Дело в том, что иногда недостаточно высокая квалификация наших медицинских работников приводит к тому, что они назначают лекарства, которые несовместимы друг с другом, а порой и дезактивируют друг друга, в итоге – нулевой терапевтический эффект. Мы еще должны внедрить компьютерные программы непрерывного медицинского образования по конкретным специальностям, сейчас над этим работаем вместе со всем медицинским сообществом.
К концу 2013 года завершим в целом «опытный образец» работы врача – то есть как должно быть – и начнем его внедрение. Но вначале посмотрим, как это работает, и потом уже, вторым шагом, станем делать некие преобразования, чтобы не было искажений».
ДОРОГО, НО КАЧЕСТВЕННО
Реабилитация – это не шведская стенка в закуточке или пара физкультурных матов. Это очень серьезная, очень квалифицированная и тщательная работа с привлечением многих специалистов, в том числе необязательно медиков. «На коленке» провести настоящую реабилитацию невозможно, подчеркнула глава Минздрава России.
Реабилитолог у нас не медицинская специальность, а должность, поскольку им может быть и, допустим, выпускник педагогического вуза, классического университета, физкультурного института. Реабилитация – задача межведомственная, когда одинаково важны усилия врачей, психологов, воспитателей, тренеров, массажистов, специалистов по акупунктуре и так далее. В тяжелых случаях требуется очень дорогостоящая и сложная аппаратура.
Понятно, что подобная помощь дорогая (для государства). С одной стороны, сейчас на продолжение программы модернизации здравоохранения государство выделило 50 миллиардов рублей – цифра впечатляющая. С этими деньгами можно многое сделать. С другой стороны, реа­билитационная помощь в силу своей стоимости будет оказываться только тем пациентам, у кого есть реабилитационный потенциал, то есть для кого она будет иметь реальный эффект. Это следует иметь в виду.

Опубликовано: 27 марта 2013 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.