В Чувашском театре кукол поставили спектакль про медвежонка и его друзей
Трудно найти более общительного и компанейского персонажа, нежели Винни-Пух. Его «армии» друзей могут позавидовать и дети, и взрослые. Но в премьере Чувашского театра кукол, состоявшейся в конце мая, занято всего три актера, один из которых – сам режиссер спектакля, заслуженный артист Чувашии Юрий Филиппов. Впрочем, всемирно известная сказка о неунывающем медвежонке и других обитателях волшебного леса от этого не потеряла, а приобрела.
Как правило, в постановках такого плана исполнители скрыты от глаз зрителей, уступая первенство своим подопечным и незримо управляя ими из-за ширмы. Здесь же все с точностью до наоборот – люди и куклы существуют на равных, вместе ищут ответы на вопросы и даже вступают в полемику, отчего действо обретает особую наполненность, динамичность и магию. Будто бы нам показывают не готовую историю, сочиненную и отрепетированную заранее, а само таинство рождения кукольного спектакля. Сценическая материя ткется как на ладони, и мы наглядно видим, насколько это многомерный и трудоемкий процесс.
Актер тут подобен скульптору, кропотливо ваяющему статую и вдыхающему в необработанную породу жизнь, душу, характер. В ход идут все средства выразительности, а это далеко не только техника управления куклой. Здесь и пластический рисунок (хореограф – Алексей Тимошенко), и музыкальное решение, представляющее собой гибрид авторских тем и хитовых, узнаваемых буквально с первой ноты мелодий типа «Ламбады» (композитор – заслуженный деятель искусств Чувашии Андрей Галкин).
Однако основную роль играет интонация – в этом профессия кукловода схожа с ремеслом актера озвучивания, который с помощью голоса должен создать настроение, эмоции, натуру и психологический портрет героя. У народной артистки Чувашии Алевтины Тимофеевой он настолько звонкий, резонирующий, пробивной, дребезжащий подобно колокольчику и зависающий где-то на верхних частотах, что аж в ушах звенит – очень подходит для поросенка Пятачка или Совы. В то время как заслуженная артистка Чувашии Юлия Мельник, наоборот, обладает более грудным и теплым тембром, с мясистыми густыми низами и оттенком легкой гнусавости. Самое то, чтобы передать осмотрительность Кролика, мягкость кенгуру Кенги и меланхоличность ослика Иа-Иа.
А есть еще мальчик Кристофер Робин и кенгуренок по имени Крошка Ру, цветы и пчелы, так что порой диву даешься – как на этой маленькой по размерам площадке, где и развернуться-то толком негде, умещается столько персонажей. Нельзя не отметить работу молодой художницы Евгении Лашмановой, которая не только придумывает яркие кукольные образы, обретающие плоть в руках бутафоров, но и искусно организует сценическое пространство, конструируя, компонуя и отсекая лишнее. В сценографии нашли отражение элементы театра теней и скоморошьих потешек, ярмарочных ширмовых зрелищ и костюмированных празднеств.
Но поскольку повествование выдержано в традициях народного кукольного театра, стержневым компонентом оформления выступает вертеп или батлейка (передвижной ящик в виде сцены, где в старину разыгрывались представления на религиозные, бытовые и светские темы). Вертепный театр был довольно популярен в царской России, где по городам бродили странствующие актеры и возили с собой диковинный ларец с марионетками и перчаточными куклами. Постановочный ход очень точный: хоть Винни-Пух и не Петрушка, но герой поистине народный. В том смысле, что любим не одним поколением публики.
В тему
В конце апреля Чувашский театр кукол принял участие в VII Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны», собравшем в Самаре профессиональные театральные труппы со всей страны. На суд взыскательного жюри под председательством главного редактора журнала «Страстной бульвар, 10» Натальи Старосельской (г. Москва) была представлена шекспировская трагедия «Король Лир», также выдвинутая на соискание Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Художественный руководитель и режиссер коллектива Юрий Филиппов, создавший образ главного героя пьесы, одержал победу в номинации «Лучшая мужская роль в театре кукол». «Мы смогли показать свои возможности наравне со спектаклями в жанрах оперы, балета и драматических постановок», — говорит директор театра, заслуженный работник культуры России и Чувашии Елизавета Абрамова. А 5 июня нашего «Короля Лира» увидели в Красноярске на Межрегиональном фестивале-конкурсе театров кукол «Сибирь. TERRA MAGICA».