Женщина-волонтер из Чувашии возит гуманитарные грузы в госпитали ЛНР

По имени Надежда

Не так давно жительница Чебоксарского округа Надежда Савельева вернулась из очередной, третьей по счету, поездки на Донбасс. На пару с водителем Анатолием Хасановым она отвозит подарки и необходимые бойцам вещи, собранные Союзом женщин Чувашии и фондом «Пӗрле», в госпитали и воинские части Луганска, навещает раненых, передает им детские письма и просто вселяет в ребят надежду на лучшее. Имя у нее такое — дарить людям веру в то, что все преодолимо.

«Мой фронт — помощь людям»

 

Приветливую светловолосую женщину со звонким голосом из Чувашии в госпиталях Луганска и близлежащих городов хорошо знают. Она не боится заходить в палату даже к самым тяжелым больным и крепко, по-матерински, старается обнять каждого раненого.

«Женщина — это всегда ассоциация с матерью, родиной, сестрой, женой, чем-то теплым и домашним, тут нет никакого подтекста, — говорит Надежда. — Как-то один мужчина, лет под 60 (у него вся спина была в ранах от осколков), узнав, что я из Чебоксар, расплакался прямо на моих глазах. Знаете, молча так, мужскими слезами. И попросил: «Можно я тебя обниму?». Когда ты землячку видишь за столько километров, конечно, хочется обнять, и слезы льются. А когда я ему передала детские письма, он даже дочитать не смог. «Спасибо, что не забываете», — поблагодарил и сказал, что женщины Чувашии делают благое дело.

«Волонтерит» Надежда едва ли не с самых первых дней мобилизации на СВО. Сначала помогала комплектовать медикаменты для чувашского полка (мужа старшей сестры, врача, призвали, и она беспокоилась о снабжении медчасти необходимыми лекарствами), потом стала участвовать в сборах гуманитарного груза.

 

Надежда Савельева (на фото слева направо) с руководителем фонда «Пӗрле» Наталией Колывановой и заместителем председателя Союза женщин Чувашии Анастасией Спириной во время поездки с гуманитарным грузом в самарский госпиталь.

 

Путь на Донбасс для Надежды Савельевой, юриста по профессии, активистки Союза женщин Чувашии и сотрудника благотворительного фонда «Пӗрле», члена Общественного совета при Госслужбе Чувашии по делам юстиции, начался в прошлом году. Однажды, возвращаясь из госпиталя в Самаре, где лечились военнослужащие чувашского полка, еще не доехав до дома, на телефон получила сообщение — за внимание к бойцам прямо с передовой ее поблагодарили однополчане раненых военнослужащих. А чуть позже, когда Надежда с гуманитарным грузом снова поехала в самарский госпиталь вместе с руководителем фонда «Пӗрле» Наталией Колывановой и заместителем Союза женщин Чувашии Анастасией Спириной, мама одного из контрактников, попавшего в госпиталь Луганска, предложила навестить раненых ребят и там. И Надежда Савельева засобиралась в дорогу.

Впрочем, были и личные причины. Старшая дочь Надежды вот уже семь лет работает в «Артеке», и матери было важно поддержать бойцов, защищающих Крым, и поблагодарить за спокойную обстановку на полуострове. «У меня мама из Крыма, бабушка — из Запорожья, тетя жила в Луганске. Двоюродный брат был в ополчении, в 2017 году погиб. Его сына СБУ арестовала и расстреляла. Прямые связи. Как тут не помогать?» — добавляет она.

Почти как мама

 

В первый раз в Луганск Надежда Савельева попала 11 ноября прошлого года. К сбору, объявленному Союзом женщин Чувашии и фондом «Пӗрле», тогда подключились и девочки, отправившие письма и рисунки, и бабушки, связавшие теплые носки. Приготовив подарки для раненых, чувашской стороне удалось договориться с батальоном «Ахмат» о сопровождении наших волонтеров на территории ЛНР. По-другому попасть в госпитали сложно, да и небезопасно.

Груза, вспоминает Надежда, собрали очень много. Часть гумпомощи ахматовцы увезли бойцам в направлении Клещеевки, Бахмута и Авдеевки, а подарки она лично раздала раненым в трех госпиталях Луганска и в одном — в Алчевске. Каждому вручила по пакету со средствами гигиены, сменным бельем и пачкой чая или кофе.

И в эту поездку, и в две последующие, к слову, раненым в госпиталях Луганска наши волонтеры передали около 800 индивидуальных наборов. Всего же с августа прошлого года Союз женщин Чувашии и фонд «Пӗрле» отправили в госпитали около 12 тонн гумгруза. Но люди все равно, как рассказывает Надежда, продолжают нести вещи для бойцов.

«Ибресинцы недавно привезли 50 пар резиновых сапог, аликовцы — 15 маскировочных сетей. Как-то пришла пенсионерка, бывшая учительница, и принесла четыре банки хорошей красной икры. Сказала: «Хочу, чтоб раненые поскорее пошли на поправку». Еще одна бабушка принесла вязаные носки, а в каждой паре — по шоколадке. Эти носки не ноги греют — душу. А в Новочебоксарске перед Новым годом сделали открытки: на одной стороне — пожелание, а на другой — скотчем приклеены шоколадка или носочки. Это, конечно, очень трогательно. Отзывчивость в крови у чувашских людей», — говорит волонтер.

Не раз видела она, как сильные и смелые мужчины с волнением и дрожью в голосе читают детские послания. «В одном конверте, помню, лежала сплетеная из бисера ящерка. Так парень сразу ее себе на китель прикрепил, сказал, что теперь это его талисман. В других письмах были конфетки, браслетики из бисера на детскую руку, а один ребенок написал, что любит пельмени, и пожелал солдату побыстрее вернуться домой, чтобы всей семьей тоже поесть их. И на душе у ребят так становится тепло от этих весточек. Им ведь очень нужно услышать, что они герои, что они молодцы, что они не брошены и их ждут. У них сразу такая гордость!» — подмечает Надежда Савельева.

Всех бойцов, независимо от возраста, она по-доброму называет мальчишками, ребятами, мужиками. Да и парни воспринимают Надежду как очень близкого человека: для тех, кто помоложе, она как мама, тетя, для мужчин постарше — как сестра. «Во второй раз я поехала в Луганск перед Новым годом. А у меня голубой пуховик был. Построили ребят на полигоне, человек 150, каждому вручаю подарки, мне помогают бойцы «Ахмата», а они ведь все с бородами. Ребята смеялись: Дед Мороз со Снегурочкой приехали», — улыбается Надежда.

«Мотивация — глаза бойцов»

 

В госпиталях Луганска Надежду Савельеву радостно встречают не только пациенты, но и медперсонал. «Знаете, мне как-то сказали, что Чувашия — единственный регион, который не только привозит «гуманитарку», но и просится в палаты, чтобы пообщаться с ребятами. Даже похвалили и поблагодарили за это, отметив, что такая моральная поддержка им очень помогает», — рассказывает Надежда. В больницах она навещает бойцов не только из Чувашии, но и не обходит вниманием остальных. «Они все наши — все чьи-то сыновья, братья, отцы. Это как с детьми — чужих не бывает. Может это потому, что большинство из них мне годится в сыновья? Я никого не делю», — рассуждает волонтер. Кстати, как заметила собеседница, земляками бойцы считают не только людей из своего региона, но и жителей ближайших республик и областей. Так что чуваши, татары, марийцы там почти как родные.

Даже в больничных стенах случаются приятные сюрпризы. Встречала Надежда и своих земляков из соседней деревни, и бойцов, с кем прежде пересекалась на полигоне. При любой возможности она записывает видео, а потом пересылает их женам и родственникам.

В ЛНР путь не близкий — поездка туда и обратно занимает как минимум неделю, а из напарников в дороге у Надежды Савельевой — только лишь один водитель Анатолий. Такая вот маленькая, но отважная команда. Впрочем, по большому счету, и в фонде «Пӗрле» всего-то три человека. Колоссальную работу по организации сборов — от средств гигиены до закупки высокочастотного оборудования — ведут три хрупкие женщины: руководитель Наталия Колыванова, главный бухгалтер Татьяна Горячкина и она сама.

«Страшно, конечно, — смеется Надежда. — И семья переживает. Но я старюсь не ехать туда, где стреляют — все-таки у меня младшей дочери девять лет. Но все же понимаешь — это кто-то должен делать. Почему не я? Опасных моментов, слава Богу, не было. Разве что поездку в Дебальцево в самый первый приезд пришлось отменить — по рации передали, что там прилеты. Но я все равно туда поехала, только уже в следующий раз».

«А как муж, родители относятся к вашей затее?» — интересуемся. «Родителей давно нет, а супруг — с пониманием. Куда деваться? Когда нужно, он и с погрузкой поможет, мы тут все — одна команда. Как без поддержки семьи? Конечно, дома были разговоры. Но у нас есть один аргумент — дочь живет в Крыму, брат — под Бахчисараем. Кто-то же должен этим заниматься».

Младшая дочка Надежды гордится мамой. В конце января, во время «крайней» поездки в ЛНР, Надежду Савельеву совершенно неожиданно для нее самой наградили медалью «За добровольческую деятельность». Награду волонтеру вручили в полевых условиях — у машины с «гуманитаркой». «Не за медали и грамоты работаешь, — признается волонтер. — Мотивация — глаза ребят. Понимаешь в этот момент, что делаешь что-то очень важное и нужное. Ну, казалось, вроде такая мелочь — собрать, отвезти, подбодрить. А на самом деле — помогаешь парням, которые не щадят живота своего, поверить в добро». И хоть о награде никому, кроме мужа, не сказала, новость быстро разлетелась по знакомым — даже обходчики, заглянувшие с разъяснениями перед выборами, поздравили. А в Анат-Кинярской школе, где учится дочка Надежды, свои поздравления передали все учителя.

Кто, если не мы?

 

«Правильно говорят: в темные времена хорошо видно светлых людей, — продолжает Надежда Савельева. — СВО показала, как много хороших интересных людей, которых в обычной жизни я никогда бы не встретила». Особенно благодарна собеседница медикам. Их она считает ангелами. «Когда в первый раз поехала в госпиталь в Алчевске, увидела, как бойцы то и дело благодарили врачей за спасение. К каждому раненому они умеют найти свой подход, наверное, поэтому к женщинам-медикам там обращаются «сестренка», — отмечает Надежда. В январе ей удалось записать видеоприветствие врачей одного из госпиталей Луганска, в котором они поблагодарили жителей Чувашии за поддержку раненых.

Запомнился Надежде и такой случай. В одну из поездок Свято-Троицкий храм в Ядрине передал для бойцов в госпиталях две коробки икон. Раздавать образки святых православным ребятам в палатах помогали парни-мусульмане из «Ахмата». А как-то у кровати раненого бойца Надежда встретилась с родителями молодого парня. Мужчина-чеченец от души поблагодарил волонтера за внимание к сыну, но особенно дорогими для нее оказались слова матери того парня. «Для восточной женщины подойти к чужому человеку — уже необычно. Она со слезами на глазах сказала: «Спасибо, сестра, что приехала к моему сыну». Это не передать. Ну кто, если не мы?»

Конечно, не скрывает Надежда Савельева, есть и те, кто не понимает, зачем она ездит в Луганск. Но женщина уверена, что все делает правильно. И никто не переубедит ее в обратном.

«Мне в поездках не сложно, я там, наоборот, подзаряжаюсь, — говорит Надежда. — Даже пробки по 14 часов кажутся уже такой мелочью после того, как увидишь, какую работу делают ребята. Там попадаешь как будто в параллельную реальность. Только та реальность, наверное, более настоящая, чем здесь. Там нет лжи, там все по правде. Это ли не патриотизм, когда молодые парни, восстановившись, снова идут на фронт? Потому что там их товарищи, а защищать свою страну — их долг. Нас никто не победит с таким настроем».

«Откуда берете силы?» — спрашиваю напоследок. «Когда ты видишь глаза ребят, вся усталость проходит», — улыбается Надежда. В очередную поездку в Луганск она планирует отправиться в апреле.

МЕЖДУ ТЕМ

Надежда Савельева хранит много скринов сообщений от бойцов. «Без вас было бы очень тяжело. Спасибо за все, что вы делаете», — написал один из военнослужащих. А другой боец признался, что, хотя он совсем не сентиментальный, впервые в жизни испытал новое для себя чувство — заботу и простое человеческое внимание. «Когда приезжают к тебе — это особенное ощущение. Спасибо, я был очень рад вас увидеть», — поблагодарил он.

Опубликовано: 6 марта 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.