Как чувашские омоновцы построили первый блокпост в столице Чечни

Крепость на площади Дружбы народов

…В начале 2000 года в ходе контртеррористической операции в Чечне, или второй чеченской войны, случилось сражение, вошедшее в учебники как битва за Грозный. Боевые действия шли тяжело, но после штурма стало понятно, что тот терроризм — с Дудаевым, Масхадовым и Радуевым — будет побежден.

В финальной стадии боев принимал участие сводный отряд Чувашского ОМОНа. Именно бойцам из Чувашии был отдан приказ о строительстве первого капитального блокпоста Вооруженных сил России в Грозном на печально известной площади Дружбы народов.

Инженер-сапер Михаил Чубуков, руководивший строительством, служил в рядах Советской и Российской армий, а также Отряда милиции особого назначения по Чувашской Республике на протяжении 25 лет. Спустя 18 лет после событий в Грозном он рассказал о тех днях, а также предоставил дневник с основными приказами и событиями своей командировки в Чечню.

В материале одновременно переплетаются три сюжетные линии: события из дневника в реальном времени, федеральные новости того времени и воспоминания Михаила Чубукова 18 лет спустя.

31 ЯНВАРЯ 2000. 10.00 Погрузка на самолет ИЛ-76МЛ, бортовой номер RА268**. Совместно с Мордовским и Екатеринбургским СОБРами и Башкирским ОМОНом перелет «Екатеринбург — Моздок».

1 ФЕВРАЛЯ. 18.30 Прибытие в базовое ущелье. С сопки Грозный как на ладони. Поступили в распоряжение командира мобильного отряда Западного направления.

Новости ОРТ: «С ноля часов завтрашнего дня все, кто не сдал оружие и продолжает сопротивление федеральным войскам, будут безоговорочно уничтожаться, а в случае сдачи в плен преследоваться по закону».

— Кто в 18 лет понимает, что такое саперное дело? Просто я хотел стать военным. Романтика такая. Друг брата учился в Тюмени, я и поехал следом.

После обучения меня распределили в Забайкалье. На читинском полигоне мы обеспечивали учения Генштаба Минобороны. Самыми веселыми были имитации взрывов ядерных боеголовок. Закладываешь четыре 200-литровые бочки солярки, ящиков 10 тротила, да и все. Взрывается, получается огромный гриб, который в кино показывают.

Бывали и отказы. На дворе февраль, надо детонатор в земле найти. Лопатой нельзя, зацепишь — взорвешься. Гребешь руками, как белка лапками, а он с палец размером в огромном поле. Хорошее было время (улыбается).

2 ФЕВРАЛЯ. 15.30 Объявлена готовность № 1 в связи с прорывом групп боевиков в западном направлении.

3 ФЕВРАЛЯ. 8.00 Выезд на зачистку в Заводской р-н г. Грозный. Кварталы 11–13.

4 ФЕВРАЛЯ. После зачистки 15 человек остались на временном блокпосту на вверенной территории. За ночь два раза подверглись минометному обстрелу, пришлось менять место дислокации.

Новости ОРТ: «Боевики, которым удалось прорваться из Грозного, продолжают оказывать ожесточенное сопротивление. В настоящее время в районе Алхан-Калы блокировано до тысячи боевиков, которые пытаются выйти из окружения в западном и восточном направлении».

16 ФЕВРАЛЯ. Выезд в город, район сосредоточения — Грозненский нефтяной институт.

17 ФЕВРАЛЯ. 8.00 Зачистка территории завода «Красный молот».

Новости ОРТ: «Сегодня помощник и.о. президента Сергей Ястржембский сообщил журналистам, что, по данным российских спецслужб, чеченские боевики готовят теракты против российских граждан».

— В начале 1997-го я стал старшим сапером Чувашского ОМОНа, потом начальником отдела разминирования. Помню, в Кугесях была заминирована машина председателя совхоза. Ладно бы, если граната или мина заводская. А там самодельный заряд! Представляешь, в Чувашии люди знали, как собирать бомбы. Поставили растяжку на амортизаторы. Если бы он выехал на ней, на яме подпрыгнул бы и взорвался.

Или вот история. Нашли в Канаше детишки артиллерийский снаряд, там во время войны был полигон. Мы приехали, ребятишки вокруг бегают, палками по нему бьют, им интересно. А у нас вообще снаряжения не было тогда — ни контейнеров, ни бронежилетов. В итоге с командиром ОМОНа полковником Геннадием Барановым и водителем едем в поле, я на руках снаряд держу. Там взорвали. Конечно, грубейшее нарушение всех мер безопасности. Ну не давать же детям играть, пока не взорвется.

20–27 ФЕВРАЛЯ. Оборудование блокпоста.

Нападение на Московский ОМОН, 37 «200-х».

— Когда штурм Грозного начался, было понятно, что мы тоже поедем. Была команда приготовиться в течение трех дней. Ночью собрали, чтобы никто не знал, приказ зачитали, да и проводили.

Помню первую мину. Установлена электрическим и механическим способом одновременно, направленного действия, всю группу положило бы. Убрал растяжку, пошел по проводам, а там подрывная машинка ПМ-4. Спрятана с торца здания, но рядом никого. Спугнуло что-то.

Растяжка — это просто проволока на высоте 15 сантиметров со спрятанной гранатой на конце, не заметишь как пить дать. Таких по 3–4 в день было. «Чехи» их на каждом столбе привязывали перед уходом.

29 ФЕВРАЛЯ. Оборудование блокпоста. Снесли стену, где расстреливали людей, приговоренных шариатским судом.

2 МАРТА. 11.30 Нападение на колонну Подольского ОМОНа, не доехали до своих 150–200 метров. Груз «200» — 20, «300» — 29. По городу безостановочно продолжаются перестрелки.

4 МАРТА. На обеде вытащил лавровый лист, ребятам говорил, что сегодня точно будет письмо из дома. В итоге не одно, а целых три.

5 МАРТА. Собрал для семьи маленький подарок. Младшему с днем рождения, жене с 8 Марта и старшему. 13.30 Совершено нападение на расположение.

6 МАРТА. Обезвредили ТМ-62 в здании, где-то в 150 м от блокпоста; одну противотанковую РКГ-3; две РГН; одну РГД-5 и одну «Муху-25».

16 МАРТА. Отдыхал после дежурства. После обеда — зачистка по старым адресам. Принесли удлиненного заряда — 25 кг, тротила — 14 кг.

17 МАРТА. «Чехи» совсем распустились, соседи привезли с зачистки «200-го».

19 МАРТА. Ночью стоял сильный грохот, видимо, минометчики работали по Заводскому району.

— Что с коммуникациями и техникой? Люк канализационный открыли — вот и туалет. Вода с собой в канистрах. Электричество на генераторах, да толку? Как только свет включишь — сразу «долбить» начинают. Снайперы через пару дней появились в соседних домах, так что ночью не до умываний.

В соседнем доме в подвале нашли гранатомет на растяжке. Нацелен на блокпост, мы такую установку звали «шайтан-труба». Сверху на проволоке от растяжки большой лист железа. Если просто забежать и наступить на лист, можно по своим же выстрелить.

Короче, до нас быстро дошло, что надо еще крышу собрать. Досками укрыли, сверху сделали «курятник» (автоматная точка. — Авт.).

23 МАРТА. Корректировка минометного огня на случай нападения на блокпост.

24 МАРТА. Блокпост признали лучшим в городе Грозный.

— Кто-то бойцов молодых на ГАЗе-66 отправил в комендатуру. Они, представь себе, через Минутку едут вообще без оружия. Их поймали на проспекте Победы. Кричат в рацию: «Спасите, сохраните». Человек 15, наверное, было. Пытались вытащить их оттуда. А террористы с гранатометов по парням «лупили».

28 МАРТА. Сотрудники соседнего блокпоста нашли мину, вызов в 16.30. Разминировал универсальную ДШ-противотанковую.

29 марта в районе села Жани-Ведено чеченскими боевиками была уничтожена колонна Пермского ОМОНа. Погибли в бою, а также захвачены в плен и казнены 36 пермских милиционеров и 7 военнослужащих комендантской роты. Через двое суток федеральные войска смогли, наконец, достичь высоты 813, где проходил бой. Были обнаружены тела 31 погибшего. Двенадцать человек были взяты в плен и казнены на следующий день.

— Нам тогда говорили, что только на месяц едем. А потом приказ приходит еще на два месяца. И остаемся. Ни света, ни воды, ни связи нормальной. Была спутниковая связь, когда до отряда доходила. 5 минут дали на весь отряд — звоните.

4 АПРЕЛЯ. Испытывали гранаты типа «Факел» и «Заря». Ночью был обстрел.

6 АПРЕЛЯ. Ханты-Мансийский ОМОН попал в засаду. Когда это кончится, надоело все.

7 АПРЕЛЯ. Обстрел блокпоста продолжался до 4 утра. Кто бы сказал, война это или не война. С немцами было как — в гитлеровской форме, значит, фашист. А здесь? Днем хорошие, подлизываются, разговаривают, а ночью по нам же огонь открывают.

— Я точно не считал, сколько разминировать получилось. Все-таки 25 лет этим занимался. Но по последним отчетам, что видел при уходе на пенсию, было почти 900.
Знаешь, когда стоишь перед гранатой, лишних мыслей нет. «Плюс» или «минус», да и все, не до рассуждений о вечном. Бывало страшновато, да. С другой стороны, живые люди за спиной. Так что сознательно саперный нож в руки берешь.

25 АПРЕЛЯ. Блокпост. Приезжал министр МВД РФ Рушайло. По его месту следования на проспекте Победы разминировал МОН-100. Возможно, «чехи» готовили нападение на колонну.

— Обстрелы почти не прекращались. Спрашиваешь, зачем война была нужна? Я военный, у меня был приказ, остальное в тот момент не имело значения. Но вообще я думаю, что если бы Чечню отдали, России бы не стало.

30 АПРЕЛЯ, ПОСЛЕДНЯЯ ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ. С утра льет дождь. Вылетаем на вертолете в Моздок. Нет сомнений, что со временем ко мне вернется привычка раздеваться перед сном, бриться по утрам и чистить зубы. Надеюсь, что отвыкну вскакивать по ночам от каждого шороха, хватаясь за автомат.

— Пока служил в Чувашии, из коллег-саперов был Саша Портнов, царствие ему небесное. Был отличный мозговитый парень Андрей в СОБРе, подорвался при разминировании. Остальные ребята, с которыми работали, вроде живы-здоровы: Валера Ятманов, Валера Васильев, Миша Григорьев, Саша Пылин.

Я не жалею ни о чем. Если честно, горжусь, что людям спасал жизнь, — и в Чечне, и в Чебоксарах, и где бы ни оказался, как бы громко ни звучало. Это, наверное, людям неинтересно все, грязно и страшно. Но я верю в судьбу. Значит, такая была для меня уготована.

…Последний крупный бой в Чечне между российскими военными и боевиками прошел 16 апреля 2009 года, через 9 лет после появления на площади Дружбы народов города Грозного блокпоста № 15, построенного Чувашским ОМОНом.

— Блокпост строили на площади Дружбы народов. Проспект Победы был нашей зоной ответственности, прорывы с Минутки отслеживали.

Блокпост показательный, кстати. Приказали строить нам, потому что только у нас инженеры были. Туда к нам и ОРТ, и НТВ, и министр МВД России, и тогдашний врио руководителя Чечни приезжали.

Там когда-то был памятник дружбе народов — русского, ингуша и чеченца. Но каменные головы уже в стороне лежали, зато обзор панорамный. Так что решили четырехсторонний блокпост прямо в центре площади делать. Собрали бетонные блоки от разрушенных зданий, выложили по периметру. Внутри транспортные железные контейнеры, из них собрали спальню.

Опубликовано: 9:37 9 Ноябрь 2018 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.