Играем в государыню рыбку
В афише Чувашского кукольного театра появился не совсем обычный спектакль. Хотя, конечно, в театре и не бывает обычных спектаклей. Значит, этот необычен вдвойне. Здесь поставили пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке» в стиле стимпанк.
Как объясняют любители стимпанка, они рисуют картины будущего с точки зрения представителя прошлых эпох. А те не видели перспектив в электронике, например, а воображали красоты будущего с механикой и паровой тягой, винтиками да шарнирчиками, жестянками да газетами. Так вот мило и сочетаются в этом направлении ретро и футуризм.
Дмитрий Бобрович, главный художник Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР Валентины Леонтьевой, оформляя для спектакля уютную сцену нашего кукольного театра, и придумал такое будущее с точки зрения сказочных старика со старухой 19-го века. Лачуга, изба, хоромы и дворец — это огромная банка сгущенного молока в разных вариантах украшений, а море — такая же огромная банка из-под шпрот, куда можно закидывать невод и обращаться к Золотой рыбке. Крышки этих сказочных банок отсвечивают таинственными зеркалами, словно окна в параллельные миры, откуда иногда выпрыгивают неведомые для этой сказки персонажи вроде водолаза или банных веников. Для банок нужны огромные ложка и вилка, которые и появляются здесь для самых разных подручных целей. А хрестоматийный невод опутывает эту историю к финалу все крепче и крепче.
Режиссер сказки Юрий Филиппов завертел к этому еще и историю фантастического сна. Засыпает на берегу рыбак, и развертывается перед ним вся эта странная картина, как «жил старик со своею старухой у самого синего моря». Молодые актеры Артем Барабанов, Эльвира Бронникова, Николай Соколов и Ольга Тарасова собирают главных кукольных персонажей из тех же подручных средств прямо на глазах у маленьких зрителей.
Спектакль вообще решен в духе большой игры, «пока в доме нет взрослых», когда за каждым ящиком видится берег, а полотенце становится царским убором. Поэтому зрителям скучать не приходится. Добавляет драйва и музыкальное оформление Андрея Галкина, этакий микс из русского народного и «шпионской» музыки агента 007, и хореография Зои Александровой, не дающей персонажам ни минуты стоять на месте.
Пушкинское слово в авангардном для театра спектакле подается в неизменном виде. А вот рыбка с каждым обращением старика становится в спектакле все больше и больше, буквально раздуваясь, наверное, от удивления и негодования по поводу амбиций старухи и безволия старика. В финале она появляется чуть ли не акулой и поднимается под потолок, плывя над головами детей. Учитывая, что постановщики не выводят в конце морали про разбитое корыто, навсегда уплывшая обиженная и раздувшаяся от негодования Золотая рыбка и есть расплата за жадность. Именно от этого кошмара и просыпается рыбак на берегу, у которого в этот день не клевало.
Одним словом, очень живая и актуальная сказка получилась в кукольном театре.
Фото автора: Впервые спектакль по пушкинской сказке кукольники из Чувашии сыграли на гастролях в Чеченской Республике, где ее встретили с большим интересом. А в Чебоксарах премьера «Сказки о Золотой рыбке» открывала новый сезон.