Приоткрывая завесу давней тайны
Главная загадка Николаевского женского монастыря в Чебоксарах связана со ссылкой туда царем Борисом Марии Шестовой — бабушки первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Во втором издании, посвященном истории чебоксарского монастыря, завеса тайны стала даже элементом красивой обложки, где использован фрагмент картины Виктора Бритвина «Опальная». Рассказывает монография «Чебоксарская старина. Николаевский женский монастырь» об истории самого монастыря и Николаевского собора, архитектуре и памятниках церковного искусства, археологических раскопках и результатах антропологических исследований одного из обнаруженных в их ходе погребений.
— Мы сохранили стилистику первого издания, — говорит один из авторов монографии, ведущий научный сотрудник Чувашского института гуманитарных наук Наталья Березина. — Для вдумчивого читателя здесь есть многочисленные исторические источники. А можно и просто иллюстрации полистать. Многослойность информации этой книги — как музейная экспозиция: кто-то пробежал за 5 минут, а кто-то внимательно почитает все ссылки и этикетки.
Первое издание, «Чебоксары: история и тайны Николаевского девичьего монастыря» тех же чебоксарских авторов, вышло в Воронеже небольшим тиражом и сразу стало библиографической редкостью. Нынешняя богато изданная монография напечатана в Чувашском книжном издательстве тиражом в полторы тысячи экземпляров и тоже быстро разлетелась по библиотекам любителей старины. У историка Юрия Гусарова, также автора книги, есть идея продолжить серию «Чебоксарская старина» публикациями исследований других интересных исторических объектов.
Юрий Гусаров для названного издания проделал колоссальную работу, собрав огромное количество информации об истории монастыря, о Марии Шестовой, об иконе царевича Дмитрия и первых раскопках на месте «исторического захоронения». Существует версия, что знаменитую икону, обличающую Годунова как убийцу царевича, Шестова заказала, прибыв в Чебоксары. С этой иконы сделаны многочисленные списки, что для того времени является настоящим политическим актом. Несколько списков сохранилось в России по сию пору. Но чебоксарский специалисты считают самым древним и полным по содержанию.
А вот раскопки в далеком 1913 году в Чебоксарах начались для проверки слухов о могиле бабушки царя Михаила Федоровича в склепе Николаевского собора. Горожане были специально оповещены о приезде «особой» комиссии, пишет историк, поэтому наблюдать за происходящим могли все желающие. Причем раскопки тогда стали возможны благодаря общественной инициативе. А именно обращению чебоксарского купца Федора Дряблова к великой княгине Елизавете Федоровне, в письме которой он описал историю монастыря и склепа при нем с предполагаемой могилой Марии Шестовой.
В результате тех раскопок были найдены останки «монахини знатного рода», эксперты «уверенно утверждали», что нашли то, что искали. Однако лабораторных исследований тогда не проводилось, и историки к этому заключению отнеслись скептически. Продолжить исследования тогда не удалось, а революционные бури и последующие советские годы и вовсе отодвинули разгадку этой тайны. Были разрушены и собор (о его архитектуре и убранстве подробно рассказывают Игорь Кугураков и Антонина Мордвинова), и сам монастырь. Лишь в 21 веке эти исследования начались вновь.
Собственно, начало написания этой книги приходится именно на 2013 год, когда экспедицией ЧГИГН были проведены археологические раскопки в исторической части Чебоксар на пересечении улиц П. Бондарева и К. Иванова. Завершены они не были. Раскоп был законсервирован, а для полного понимания ситуации археологам, как они пишут, необходимо его завершить, обследовав большую часть территории, где когда-то стоял Николаевский собор.
Тем не менее сенсационные находки пять лет назад случились — была найдена деревянная колода с останками, которые были отправлены в Москву на антропологическую экспертизу. В книге публикуется большая статья специалистов, которую ученые решили дать без купюр, с таблицами и промерами. Выводы же гласят: «Исследование дает возможность предполагать, что останки могли принадлежать Марии Шестовой. Более полную уверенность может дать сравнительное генетическое исследование».
Попали в книгу и самые последние события вокруг Николаевского монастыря. В том числе и то, что при работах по реконструкции сквера имени Константина Иванова были найдены останки монахинь, вероятно, настоятельниц. По словам историков, в будущем любой, кто захочет заняться исследованиями, может взять эту монографию и получить по теме всю информацию, которая была на этот период.
Рита Кириллова
Картина «Опальная. Прибытие Марии Шестовой в Чебоксарский Никольский монастырь на пострижение» была сделана Виктором Бритвиным специально для этого издания.
МЕЖДУ ТЕМ
Загадка Марии Шестовой
Антропологи из Москвы приезжали в Чебоксары зимой 2014 года, сразу же после раскопок. Затем еще раз, продолжить исследования, на следующий год. Специалисты изъявили желание вести работу и дальше. Останки по документам были переданы в Москву. Нашлись средства даже на ДНК-исследование.
Однако в процессе возникло непреодолимое препятствие — в получении сравнительного ДНК-материала ученым пока отказано. Поэтому идут поиски консенсуса в этом вопросе. Хотя даже окончательную идентификацию археолог Наталья Березина считает лишь приятным бонусом в этом трудном деле. Потому что это лишь юридические тонкости. Для нас этот исторический факт уже существует. И горожанам это не мешает думать о том, что же мы хотим видеть в наших исторических местах, что и как мы будем там делать.