В РУССКОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ПРОШЛА ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ЛЮБОВЬЮ НЕ ШУТЯТ»
Эта комедия — седьмая по счету премьера Сергея Юнганса на сцене Русского драматического театра. И хотя несколько лет назад приглашенный из Екатеринбурга режиссер буквально «перевернул» чебоксарские подмостки, заставив нас взглянуть на театральное искусство с непривычного ракурса, вопрос о качестве его метода работы с труппой по сей день остается открытым.
Дело не в том, что некогда новая театральная эстетика, предложенная постановщиком, с годами набила оскомину, а в большом количестве штампов и самоповторов, которыми нередко грешат его спектакли. Это и балетные пачки с пуантами, лихо «перекочевавшие» из «Безымянной звезды» в «Блондинку», и «непробиваемое» однообразие актерских составов, и специфическая манера игры с экзальтированными жестами, форсированной мимикой и истерично-крикливой подачей текста, будь то бесшабашное ревю «Чехов CLUB» или взрослая сказка «Птица Феникс возвращается домой».
Вот и в нынешнем спектакле исполнители главных ролей Оксана Ананьева, Андрей Аверин, Людмила Казимир, Сергей Куклин и Александр Смышляев, каждый из которых по-своему глубок и харизматичен, «деградируют» в пустых механических кукол. А можно ли два часа говорить о любви, «отключив» сердце и «заморозив» эмоцию, тем более в представлении романтика Альфреда де Мюссе, творившего во времена Виктора Гюго и Жорж Санд и пленяющего типично французским изяществом слога, «посеребренного» утонченным юмором? Не значит ли это заведомо лгать себе и зрителю?
Оформление Булата Ибрагимова, напротив, живет и дышит, так что сцена поистине расцветает на глазах (кажется, временами мы даже чувствуем запах свежей зелени, ползущей по стенам, воротам и донжонам старинного замка). Несмотря на то, что тандем Сергея Юнганса и талантливого художника из Казани — уже традиция, каждая их встреча по-прежнему таит в себе массу открытий и перерастает в бесценный мастер-класс по работе с пространством. Постановщикам настолько хорошо удается расширение визуальных границ, что в «зеркале» нашей сцены, не прельщающей ни масштабами, ни богатым техническим оснащением, без труда помещаются даже развернутые танцевальные номера хореографа Ирины Гавриловой.
Первая картина спектакля проходит перед загадочным супер-занавесом, «склеенным» из разных по форме и размерам кусков. Лишь приглядевшись, замечаешь, что все они — элементы одной архитектурной мозаики. Здесь спрятаны колонны и фронтоны, окна и ниши, фонтаны и арки, которые, точно в подтверждение наших догадок, вдруг отделяются от фона и отправляются в «свободное плавание», беспрепятственно разъезжая по сценическому полю, словно перемещаемые пультом управления. И только на поклонах, когда вместе с актерами к зрителям выходят люди в черных мантиях и капюшонах, мы понимаем, что все это волшебство — дело рук обыкновенных монтировщиков, незримо присутствовавших на сцене на протяжении всего спектакля. Но даже теперь, когда карты раскрыты, нас не покидает ощущение чуда, а это значит, что мы попали в настоящий театр…
Интуитивное, словно врожденное, чувство театральности у Сергея Юнганса во всем: и в ювелирном подборе музыкального материала, выходящего за рамки стандартного аккомпанемента, но, вместе с тем, не выбивающегося из общей стилистики спектакля, и в красочных программках, которые режиссер с присущим ему вкусом придумывает к каждому своему спектаклю. Всегда и везде — кипение фантазии и буйство красок. Вот этого не отнять.
Мария Митина
Фото Русского драмтеатра: Эта история — тот случай, когда гордость и упрямство оказываются сильнее любви. Главный герой в шутку начинает ухаживать за подругой невесты, которая ему отказала, и эта шутка обойдется всем очень дорого.