Шпалера без дворца

В русских сказках ковры с изображением захватывающих сюжетов создавала лишь Василиса Прекрасная. В реальной Европе над такими коврами, которые назывались гобеленами или шпалерами, трудились придворные ткачи, налегая на шерстяные или шелковые картины большими командами. Чебоксарец Иван Иванов решил повторить этот подвиг в одиночку и без волшебства. На воссоздание шпалеры по старинному рисунку у него ушло 14 месяцев. 
Работы преподавателя кафедры дизайна ЧГПУ им. И.Я. Яковлева сейчас представлены в художественном музее на выставке «Нити земли», где его гобелены и живопись выставлены вместе с керамикой коллеги по институту Ирины Федоровой. Однако «Охота на единорога» сразу выпадает из этого современного многоцветья, будто залетев сюда из средневекового замка.
Иван рассказывает, что он делал реплику, так называется у художников повторение какого-либо произведения, по серии шпалер неизвестного автора, которая находится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Задача осложнялась тем, что изображение он видел лишь на экране компьютера. К тому же сделанные шесть веков назад гобелены здорово выцвели, хотя и видно, что реставрировались. Художнику же хотелось выткать старинный сюжет нитями самых сочных цветов. Для этого он приобрел качественное сырье и сам красил шерсть.
Однако все оказалось еще сложнее, чем он предполагал. Во-первых, размер оригинала около 7 метров, а Иван выбрал размер в пять раз меньше. Старые мастера работали командой, каждый ткал свой кусочек, а затем они сшивались. Наш художник не мог себе этого позволить, хотя «свой кусочек» ткать было бы легче. Во-вторых, композиция настолько продуманная, что нельзя было исказить ни одну нить – поплыла бы вся «картинка».
На вопрос, что его подвигло на такой эксперимент, И. Иванов ответил: и технологический и творческий интерес – смогу ли я? Еще во время учебы в Московском текстильном университете он видел, как его педагог, мастер по гобелену Виктор Козлов (кстати, учитель известного модельера Вячеслава Зайцева) делал кусочки по старинным шпалерам. Тоже проверяя себя как по камертону в высшем пилотаже названного искусства.
– Решиться на это было трудно, – признается художник. – Но я открыл для себя столько нового! По сравнению с современным гобеленом такая работа требует гораздо большего напряжения. Но это очень интересно.
Шпалера получилась роскошной. Дорогой и по материалам, и по работе. Безумно дорога она автору и по душевным затратам. Поэтому этот проект он считает экономически абсолютно невыгодным. Не только потому, что спроса на такую роскошь у нас пока нет, а и потому, что он не собирается с ней расставаться. Хотя многие другие его произведения хранятся в частных коллекциях России, Европы и Северной Америки.



Читайте также:

2 Ответы

  1. Очень красивая и трудная работа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.