Кто спасет почву-кормилицу?

Чуть более года назад Указом Президента была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Сможем ли мы прокормить себя сами, и что мешает сельскому хозяйству прочно стоять на ногах? Об этом наш разговор с профессором Чувашской государственной сельскохозяйственной академии
О. Васильевым.
– Олег Александрович! Сейчас наша страна по уровню урожайности зерновых в 1316 центнеров с гектара занимает одно из последних мест в мире, а по затратам – первое место.
– Поднять урожайность вплоть до 100120 ц/га можно за счет интенсивного применения минеральных удобрений. Не оправдались надежды, что свободный рынок сам отрегулирует цены и обеспечит расцвет сельхозпроизводства. Однако если цены на ГСМ и минеральные удобрения действительно свободные, то на продукцию – жестко ограничены закупочными. К тому же применение удобрений в сложившихся ценах заведомо убыточно. При нормальной закупочной цене на зерно средняя урожайность зерновых в республике уже сегодня составила бы не менее 3540 ц/га даже при традиционных технологиях.
– Так что виной всему агротехнические приемы, основанные на глубокой отвальной вспашке земли? Но ведь еще на рубеже 1920 веков русский ученыйагроном Иван Овсинский получал высокие урожаи зерновых. Причем наилучшими для их возделывания он считал условия засухи! Затем его опыт продолжил советский народный академик Терентий Мальцев. Выходит, этот опыт забыт?
– Используемая нами вот уже более ста лет агротехника не соответствует природным условиям. Ее применение ведет к усилению окислительных процессов в почвах, развитию водноэрозионных процессов… Она не только ускоряет потерю плодородия, но также требует больших энергетических и трудовых затрат. Например, при возделывании зерновых культур она поглощает до 50% энергетических и 30% трудовых ресурсов. За полвека в черноземах Чувашии содержание гумуса понизилось на 23%. В республике 84% сельскохозяйственных угодий размещено на склонах, более 80% пашни подвержено водной эрозии. Сейчас наиболее экономически выгодными и экологически безопасными признаны технологии, которые сохраняют почвенное плодородие. Однако экономическое положение большинства сельхозпредприятий оставляет желать лучшего, и не все они в состоянии приобрести новую технику.
– Но все же есть ли примеры успешного хозяйствования?
– В первую очередь это колхоз ОПХ «Ленинская искра» Ядринского района, где высокая культура земледелия и новые ресурсосберегающие технологии позволяют получать урожаи зерновых не менее 30 ц/га и при этом обходиться без средств химизации, грамотно применяя законы природы. В почве заметно возросли запасы активной влаги, численность микро и макрофауны, дождевых червей. Минимальная обработка почвы в сочетании с поверхностной заделкой растительных остатков уменьшает глубину следов от прохода машин, не образует плужной подошвы.
– Выходит, традиционное промышленное, агрохимическое земледелие стало тормозом развития сельского хозяйства?
– Вопрос экономически эффективного использования эродированных почв в республике стоит остро. Поэтому введение пермакультуры, сохраняющей экологическую стабильность территории, актуально для республики. Родоначальниками пермакультуры считаются практики естественного земледелия Масанобу Фукуока в Японии и Зепп Хольцер в Австрии. Пермакультура – биологически самодостаточная, самовосстанавливающаяся экосистема, позволяющая выращивать большое многообразие съедобных растений, здоровых, сбалансированных, вкусных, урожайность которых в десятки раз выше, чем при традиционном земледелии. Создан центр пермакультуры и в нашей стране. Один из проектов стартует в апреле и в Чувашии.
– Расскажите об этом подробнее.
– На земельном участке в 30 километрах от Чебоксар в течение двух аграрных сезонов планируется создать основные элементы пермакультуры. Это и система прудов и водоемов, и сады, и высокие теплые грядки. Такие гряды служат 810 лет, увеличивая плодородие почвы с каждым годом, не требуют особого вмешательства человека, кроме грамотной с точки зрения совместимости и особенностей жизни растений посадки и уборки урожая.
– Будет ли этот опыт изучаться?
– Да, конечно. Большую заинтересованность в развитии и изучении пермакультуры проявили ученые сельхозакадемии.

Беседовал А. ДРОЗДОВ.

Опубликовано: 6 апреля 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.