«Пусть девочки уходят, мы останемся»

Фильм к юбилею группы «Альфа» и как пример сегодняшним мальчишкам

Нынешнее «время героев», формирование новой элиты общества гораздо быстрее, чем в политической и социальной жизни, находит отражение в культуре: в первую очередь музыке и кинематографе. Тем более что в истории страны немало событий и людей, о которых стоит снимать кино и которые могут стать примером для современной молодежи. Так, создатели фильма «Командир» решили рассказать зрителям биографию генерал-майора Геннадия Зайцева, стоявшего у истоков группы «Альфа» — антитеррористического спецподразделения ФСБ, и вспомнить несколько предотвращенных им терактов.

Режиссеры — Александр Гурьянов, Тимур Хван,
продолжительность — 2 часа 24 минуты,
места съемок: Пермский край, Северная Осетия, Вологодская область, Москва

Фильм, как сказано в начальных титрах, посвящен 50-летию образования группы «А» КГБ СССР. «Командир» вышел в кинопрокат зимой, накануне Дня защитника Отечества, но сам юбилей подразделения выпадает на 29 июля. И, возможно, к этой дате Первый канал покажет ленту в телеэфире, потому что в кинотеатрах она — не сказать, что прошла практически незамеченной, но должного внимания зрителей точно не получила. Возможно, потому, что параллельно шли «Мастер и Маргарита» и «Онегин». По данным бюллетеня кинопрокатчиков, «Командира» посмотрели всего полмиллиона человек, и он собрал кассу в 165 миллионов рублей.

Кинематографисты решили начать фильм с события 1979 года, когда гражданин СССР подорвал себя в стенах американского посольства в Москве, завершить — захватом автобуса с 32 детьми в Орджоникидзе (нынешний Владикавказ) в 1988-м, а в середину упаковать образцово-показательную биографию Геннадия Зайцева с зимы 44-го, с военного детства героя.

Дуэль двух главных героев

 

Пожалуй, главная удача фильма — это подбор актеров. Кириллу Зайцеву с его классической нордической внешностью и статной фигурой, где «косая сажень в плечах», кинематографисты явно предложат еще не одну героическую роль. 1 января?2025 года, кстати, выйдет сказка «Финист. Первый богатырь», где Зайцев сыграл главного персонажа. И в «Командире» сложно представить в роли полковника другого актера. Наблюдаешь за ним и абсолютно веришь в то, что такой человек способен спасти детей, и, если наступит момент — отдать за них жизнь. Но точно так же веришь и герою Артема Ткаченко — террористу Степану Хачиянцу, что он в достижении своей цели не остановится ни перед чем.

Артем Ткаченко говорит, что подустал от отрицательных персонажей, но продолжает соглашаться на предложения кастинг-директоров, потому что кто-то должен играть и такие роли. Фото kino-teatr.ru

Вся вторая часть фильма — по сути, противостояние двух характеров: Зайцева и Хачиянца. У кого быстрее сдадут нервы, кто кого перехитрит или переубедит? Главные герои в кадре встретятся лишь раз, но вся история построена как дуэль: выпад Хачиянца — отражение удара Зайцевым. Ход полковника КГБ, чтобы поймать противника в ловушку, но террорист ловко выскальзывает и ставит новые условия — и так почти до самого конца. Самолет с террористами берет курс на Израиль, с которым у СССР в те годы не было дипломатических отношений, и окружению Зайцева, да и зрителям кажется, что схватка проиграна.

Вообще, если вы в деталях не помните эту историю с захватом автобуса, то лучше сначала посмотреть фильм, а потом прочитать, как все было на самом деле — так сюжет будет казаться более захватывающим. В 1990 году, можно сказать, по горячим следам, вышел фильм «Взбесившийся автобус», где террориста сыграл Игорь Бочкин, а полковника «Альфы» — Ивар Калныньш, но режиссеру «Командира» Александру Гурьянову, снявшему немало документальных фильмов, не хотелось делать ремейк, и он решил экранизировать мемуары Геннадия Зайцева. Более того, их автор (он дослужился до звания генерал-майора) стал консультантом картины.

Впереди еще одна круглая дата: 11 сентября Зайцеву исполнится 90 лет. То есть это не столько фильм о теракте, сколько портрет героя, способного вдохновить мальчишек на повторение его пути.

В тему
Полковник полиции в отставке, сейчас член Общественной палаты Чувашской Республики Шарипжан Касанов тоже мог бы служить в легендарной «Альфе», и просмотр фильма вызвал в нем воспоминания юности: «После срочной службы даже направление от командования части получил. Но случился карантин, и к моменту моей демобилизации набор в отряд был завершен. Не сложилось, в общем… «Альфа» стала легендой благодаря таким личностям, как главный герой фильма полковник Зайцев: умный, тонкий, неординарный, принимающий решения не под давлением, а сугубо исходя из своих убеждений. Проведенная под его руководством операция — уникальная в своем роде. Без единого выстрела были освобождены все заложники, впервые в истории были выполнены требования террористов о передаче им оружия. Этот неоднозначный ход, отказ от штурма и решение дать преступникам возможность покинуть страну — могли стоить командиру не только карьеры, он рисковал гораздо большим, включая имя и репутацию.
По сравнению с советским фильмом о тех же событиях современная картина более полно, детально и, главное, правдиво отражает хронологию действий и уровень профессионализма наших спецслужб, добившихся практически невозможного в сложнейших условиях, в противостоянии с хорошо подготовленным, опасным и неадекватным врагом».

Видимо, для усиления давления на героя в сюжет ввели еще одного сотрудника КГБ в исполнении Владимира Зайцева, который моментами откровенно трясется за свое кресло и постоянно напоминает полковнику, что вся ответственность за операцию лежит исключительно на нем. А мы смотрим и понимаем: парень, который в 10 лет пошел работать, чтобы прокормить семью в отсутствие отца, ответственности точно не боится.

В огромном хронометраже фильма нашли время, чтобы показать, как Геннадий Зайцев ухаживал за будущей женой. Красную площадь для прогулок выбрали потому, что главный герой к тому моменту уже служил в охране первых лиц государства. Фото kino-teatr.ru

Теракт в Орджоникидзе произойдет только на втором часе фильма, до этого режиссеру нужно было рассказать биографию героя, показать становление Зайцева как командира спецназа, и эта часть получилась затянутой. То и дело ловила себя на мысли, что сижу и жду, когда уже наступит 88-й год.

По своей структуре картина выглядит как гамак, где первый эпизод с терактом в посольстве США и освобождение захваченных детей держат на себе остальную историю длиной в 44 года. Понятно, что для такой биографии часа мало, она тянет на целый сериал, видимо, поэтому некоторые эпизоды из жизни Зайцева режиссер решил показывать как нарезку кадров под песню «И вновь продолжается бой». Наверное, чтобы зрители преисполнились патриотизмом. Но, к сожалению, любовь и ностальгия по советскому прошлому просыпается совсем в других сценах.

Геннадия Зайцева в детстве сыграл 14-летний Александр Жуков, подбирали мальчишку, похожего на Кирилла Зайцева. Фото kino-teatr.ru

Очень быстро становится понятно, что Зайцев таким родился, это психотип мужчины надежного, как скала. Ему от природы был дан и цельный характер, и ум, и способность мыслить нелинейно — без оглядки на авторитеты, принимать решения самостоятельно и отвечать за них. Он не преодолевал в себе лень, излишнюю чувствительность, не пытался приучить себя к труду и порядку — это все в нем было заложено изначально — как базовая комплектация. Его задачей было лишь найти ту сферу, где эти качества можно проявить в полной мере. И в молодости парню очень повезло с наставниками, которые проталкивали его все выше: с завода — в Кремлевский полк, оттуда — в личную охрану Андропова и дальше — в командиры созданной в 1974-м «Альфы».

Возможно, для уменьшения хронометража стоило отказаться от эпизодов с будущей женой. И так понятно, что никакая девушка перед таким парнем не устоит, а у него на любовной почве невроза точно не будет, потому что семья для мужчин такого склада должна быть тылом, а не местом боевых действий. И, наверное, самый большой минус этого экскурса в прошлое Зайцева даже не столько в схематичности рассказа, сколько в том, что герои там говорят какими-то лозунгами, даже за обеденным столом. Обычные люди в жизни так не разговаривают.

Гимн советскому человеку

 

Оба террориста — и Валентин Петренко в посольстве, и Павел Хачиянц в автобусе — словно яд источают свою ненависть к СССР, но никакой «антисоветчины» в картине нет, она вообще снята как гимн советскому человеку.

В один момент террористы предлагают детям растоптать свой красный галстук, и тех, кто это сделает, тут же отпустят. Нам нынешним кажется, что соблазн велик, но не советским пионерам. «Галстук — это частица знамени Победы», — бесстрашно выкрикивает один мальчик, и все остальные тут же начинают прятать свои по карманам, хотя по сути стоит выбор: галстук в обмен на жизнь. Обычные школьники оказываются настоящими героями: это еще было поколение, которое ценило дружбу, товарищество и меньше всего в минуты опасности думало о себе. Сын секретаря городского отдела партии не соглашается, чтобы отец вместо него сидел в автобусе. «Так будет неправильно, я остаюсь с ребятами», — скажет он отцу по рации, и вызовет удивление Хачиянца.

Когда в обмен на оружие Зайцев попросит отпустить половину заложников, мальчики, все как один, решат: пусть уходят девочки, мы останемся. И никаких истерик! Хотя они такие же дети, и им так же страшно находиться в автобусе, увешанном банками с бензином.

Еще один факт из советской реальности, от которой так стремится убежать Хачиянц: собрать террористам по миллиону долларов, фунты стерлингов и золото не могут по всей стране. От британской валюты Зайцев просит террористов отказаться сразу, на весь СССР лишь два миллиона долларов наличкой, потому что у нас свой рубль, нам не нужно столько иностранных денег. А золото вообще собрали жители кавказских республик, переживающие за судьбу детей: Зайцеву принесли коробку с сережками, кольцами, цепочками, которую он тут же с негодованием отверг и попросил вернуть людям. Фильм пробуждает не просто ностальгию, а щемящее чувство: какую страну потеряли…

КСТАТИ

Встревоженных родителей, которые ждали своих детей в аэропорту Минеральных Вод, сыграли реальные заложники того теракта. Им сейчас за 40, и многие согласились сниматься именно потому, что это фильм-посвящение группе «Альфа» и ее легендарному первому командиру, благодаря которому все участники этой страшной истории остались живы.

Опубликовано: 19 июня 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.