Проводить церемонию награждения победителей республиканского конкурса театрального искусства «Узорчатый занавес» в этом году выпало Чувашскому государственному театру оперы и балета.
Организаторы вечера приложили все усилия, чтобы День театра прошел на самой высокой ноте. Им это удалось. И даже более того. Нынешняя церемония превзошла по помпезности все десять предыдущих.
Она и началась в традициях больших пышных концертов огромным куском вокально-хореографического действа Чувашского госансамбля песни и танца «Рождественские игры». Минут на 30 праздничного времени. В свою очередь принимающий театр украсил праздник балетными и вокальными номерами из своего золотого запаса, а солисты, их исполняющие, торжественно спускались к зрителю с широкой, почти голливудской, лестницы. Одним словом, это было добротное отрепетированное торжество без всякого намека на какую-либо непринужденность, юмор и оригинальное решение.
Внести теплые оттенки в этот официоз пытался худрук Чувашского драматического театра и председатель СТД республики Валерий Яковлев, поздравивший с праздником всех любителей этого вида искусства, заметив, что «театр – самое живое искусство, обращенное к сердцу человека». Трепетно отнеслась к празднику министр культуры Роза Лизакова. В своем приветствии она не только назвала прошедший сезон примечательным спектаклями и ролями, созданными молодыми, но даже выделила тот, что понравился ей лично. И, надо сказать, выбрала самую острую постановку прошедшего сезона, спектакль ТЮЗа им. М. Сеспеля о наркомании и суицидах «Пять-двадцать пять». Впрочем, этот спектакль не значился среди номинантов, да и мнение министра не могло повлиять на вердикт жюри, который уже был оформлен в аккуратненькие дипломы и конверты с небольшим денежным вознаграждением. Забегая вперед, стоит отметить, что главный исполнитель в этом спектакле, Олег Вунберов, был отмечен спецдипломом «Дебют года». Диплом за него получил главреж театра для юношества Станислав Васильев, объяснив отсутствие дебютанта тем, что, мол, парень молодой, где-то гуляет. Пробовал разбавить официозное течение вечера и замечательный артист Чувашской драмы Валерий Карпов, вручавший диплом очередному счастливчику. Именно он напомнил собравшимся о существовании живого театра, успев за мизерное время, отведенное на процедуру вручения, во-первых, искренне порадоваться за жену Ирину Верьялову, ставшую лучшей актрисой года, и, во-вторых, поимпровизировать на тему трудностей прочтения заветных листочков с решением жюри. Список импровизаций театрального вечера этим исчерпывается.
В прошлом году организаторы Дня театра, а это был театр кукол, пригласили на этот праздник гостей, напрямую с театром не связанных. На сцену поднимались врачи, милиционеры и спортсмены. Те, если даже попали в храм Мельпомены первый раз за много лет, радовались, как дети, и обещали протоптать в театр крепкую дорожку. Театральное пространство расширялось прямо на глазах, маня перспективами сотрудничества. В этом году инициатива кукольников была подхвачена. Правда, на сцену выходили, как по списку, уважаемые ректоры вузов, замы министров и замы ректоров, которые сумели внести в мероприятие лишь дополнительную порцию официоза. Закончилось действо такой же внушительной по времени, как и вначале, танцевальной кантатой ансамбля песни и танца. «Словно на правительственном концерте советских времен побывала», – призналась одна из пожилых зрительниц.
Такая помпезность, увы, всегда тревожит догадкой, что празднующие переживают не самое вдохновенное время. Хотя те, кто часто ходит в театр, об этом знают без лаковых церемоний. Об этом же говорит тот факт, что второй год подряд, при всем желании жюри, не получается дать премию драматургу. В этом году такая ситуация могла случиться даже в главной номинации «Лучший спектакль». В списке выдвинутых театрами постановок не оказалось ни одной, за которую можно было бы голосовать без серьезных оговорок. Интересно, что жюри, почти наполовину состоящее из представителей СМИ, в конце концов, выбрало оперный спектакль «Паяцы», не получивший в прессе ни одного оптимистичного отклика.
Такая ситуация выглядит парадоксальной. Ведь в наших театрах сегодня много молодежи, и она заявляет о себе все громче. Ставшие лучшими в своих номинациях оперная солистка Татьяна Тойбахтина и актер РДТ Александр Смышляев – тому свидетельство. Из многообещающих яркие таланты переходят в разряд «отмеченных». Остается надеяться, что количество свежих сил, год от года растущее в нашем «самом живом искусстве», вот-вот перейдет в качество новых постановок.
Опубликовано: 3 апреля 2010 г.
Читайте также:
Подведены итоги конкурса на лучшее новогоднее оформление населенных пунктов
Финалистами конкурса «Лидеры России» стали четыре представителя Чувашии
Рисунок семилетней девочки из Чебоксар признан лучшим на международном конкурсе
Перепись населения обрела свой талисман
Канашский школьник победил в олимпиаде по программированию
Стартовал фотоконкурс "Дети России - 2020"
В Чувашии подведены итоги конкурса «Лучший экспортер года»
Сотрудник "Газпрома" из Чувашии стал финалистом Международного литературного конкурса