Захар Шапиро: первый в оркестре и в жизни

Он тонко чувствовал природу театра

…Хрупкие аккорды деревянных духовых, призрачные переборы арфы, задумчивая пауза и вдруг — выразительная, проникновенная мелодия, величаво плывущая по залу, словно гордая птица по глади воды. Ее интонационные изгибы настолько изящны и точны, что кажется, будто музыкант повторяет за балериной сложный хореографический рисунок. А перед глазами тем временем — знаменитое Адажио из балета «Лебединое озеро», и хотя главные герои в этот вечер Одетта и Зигфрид, мы буквально кожей ощущаем нежное прикосновение первой скрипки… В руках концертмейстера оркестра Захара Шапиро она всегда превращалась в полноправное действующее лицо спектакля.

Между тем вести диалог со зрителями из оркестровой ямы не так-то просто, ведь все их внимание обращено на сцену, где есть захватывающий сюжет и запоминающиеся персонажи, красочные костюмы и декорации, оригинальные световые эффекты и режиссерские находки. Для того чтобы найти свое место в этой яркой визуальной картинке, оркестранту нужно какое-то особое чутье, одной исполнительской техники здесь недостаточно.

Захар Зиновьевич, 80-летие со дня рождения которого мы недавно отметили, был не только виртуозом, получившим профессию в Казанском музыкальном училище и Саратовской консерватории у великолепных педагогов Фаины Львовны Бурдо и Наума Абрамовича Гольденберга, но и тонко чувствовал синтетическую природу театра. Во многом благодаря врожденной музыкальности мамы, хорошо певшей и игравшей на фортепиано, так что в доме постоянно звучала вокальная классика. Отчасти в силу собственной любознательности, заставившей его еще мальчишкой пересмотреть весь репертуар Татарского театра оперы и балета, куда он позднее пришел подающим большие надежды артистом оркестра. Но главное, на пути Захара Шапиро неизменно встречались глубоко театральные люди, начиная с известного советского дирижера Исая Эзровича Шермана, знакомством с которым он гордился всю жизнь, и заканчивая главным дирижером Чувашского музыкального театра Львом Александровичем Ковалевым, пригласившим его в 1967 году в Чебоксары.

Открывшийся лишь несколько лет назад, в 1960 году, театр был столь же молод и полон сил, как и новый концертмейстер оркестра. Атмосфера творческого горения, царившая в труппе, оказалась очень созвучной внутреннему настрою двадцатисемилетнего скрипача, когда любые горы по плечу. Стремительно осваивая репертуар и вживаясь в роль правой руки дирижера, он уже через год берется преподавать в Чувашском педагогическом институте имени И.Я. Яковлева и Чебоксарском музыкальном училище имени Ф.П. Павлова, где с 1996 года заведует струнной группой оркестрового отделения и создает завоевавший признание за пределами республики ансамбль скрипачей. Будучи участником декад литературы и искусства, съездов и пленумов Союза композиторов Чувашии, коллектив выступал в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, записывался на радио и грампластинки. Опытным, состоявшимся мастером солист пришел на факультет искусств Чувашского университета имени И.Н. Ульянова.

Энергии Захара Зиновьевича всегда хватало на то, чтобы собирать вокруг себя талантливых людей, одержимых музыкой, как и он сам. Его уже нет с нами, но организованный в Чебоксарах фестиваль-конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени маэстро и сегодня открывает дорогу его младшим коллегам со всей республики и страны.

Мария Митина

 

Фото из архива театра оперы и балета:
За полвека работы на посту концертмейстера оркестра Захар Шапиро исполнил свыше 30 соло в оперных и балетных спектаклях театра.

Опубликовано: 30 июня 2020 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.