Папа бегает от алиментов

Во время проведения «прямой линии» по выплатам алиментов в течение часа телефон звонил, практически не умолкая. В непростых жизненных коллизиях разбирались уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике Александр Андреев и и.о. руководителя УФССП по ЧР Анатолий Иванов. По этическим соображениям мы не будем называть фамилии звонивших, тем более и приставы, и уполномоченный каждый звонок взяли на контроль, записав телефоны и адреса обратившихся. Мы расскажем о наиболее типичных проблемах, которые поднимали жители республики.
Анна Вячеславовна пожаловалась, что дважды возбуждалось исполнительное производство в отношении бывшего мужа, который работает аж в трех фирмочках, но выплат алиментов как не было, так и нет. Причем заработная плата начислялась, но якобы не выплачивалась, причем лишь одному ответчику. А. Иванов заверил, что приставы на днях проверят бухгалтерию. Кстати, в прошлом году судебные приставы-исполнители провели 505 проверок бухгалтерий организаций, которые удерживают алиментные платежи из заработка должников. После проверок к административной ответственности привлечено 48 должностных лиц. А уже журналистам он пояснил, что данная организация практически банкрот. Тем не менее, в практике приставов есть факты возбуждения уголовных дел на руководителей фирм и бухгалтеров, когда алименты удерживались, но не выплачивались.
Кризис наложил отпечаток и на сумму алиментов, о чем сигнализировали некоторые звонки, – она в рублевом исчислении упала в разы. «Неужели столь резко упала зарплата?» – беспокоились матери. Их заверили: в оперативном порядке досконально будет проверена бухгалтерия.
Одна из женщин поведала, что ее дочь безуспешно пытается получить алименты со своего бывшего супруга. Но в одном из отделов ей заявили: «Со своими мужчинами разбирайтесь сами». А между тем он не прячется, ездит на машине. На что А. Иванов ответил, что совершенно неправильно объяснять бездействие судебного пристава его чрезмерной нагрузкой и в данном случае будет проведена дополнительная проверка. Равно как и в случае с Катей, которая пожаловалась: «Наш папа с 2007 года бегает от алиментов. Я звоню судебному приставу, а мне отвечают: вы не одна такая и он не такой преступник, чтобы разыскивать его с собаками». Таких бегающих папаш немало – только в прошлом году разыскивалось около 600 должников, из которых органы внутренних дел разыскали чуть более 200.
Если раньше отец выплачивал алименты и до 23 лет в случае поступления отпрыска на дневное отделение вуза, то теперь по семейному законодательству выплата алиментов на детей прекращается, когда они достигают 18 лет или приобретают полную дееспособность до этого возраста. При этом имеют право на получение алиментов лишь нетрудоспособные совершеннолетние дети, нуждающиеся в помощи (статья 85 СК РФ). Но матери и сейчас по старинке подают иски в суд о продлении срока выплаты до 23 лет, им, как правило, отказывают.
Кроме жалоб по телефону высказывались и достаточно дельные предложения. Так, Ирина Васильевна, смиренно сообщив, что бывший супруг не выплачивает своему ребенку алименты более пяти лет, предложила: «Почему бы в таком случае законодательно не предусмотреть норму упрощенного лишения родительских прав такого папаши? Ребенок вообще не видит отца, отец ему не помогает ни морально, ни нравственно, ни материально. Ребенок вырастет, получит образование, будет работать, а отец в старости имеет полное юридическое право в случае своей нетрудоспособности потребовать с сына алименты уже на свое содержание. Вот это обидно!» Уполномоченный по правам ребенка согласился, что такая проблема есть, и заверил, что обязательно поднимет эту тему в Москве. И резон в том есть, ибо ст. 87 Семейного кодекса гласит: «Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав».
Был звонок от алиментщика. Николай Николаевич поведал, что он по судебному решению обязан выплачивать ребенку 4100 рублей в месяц. Между тем в организации введен укороченный режим, работает он лишь три дня в неделю. В итоге в месяц и эту сумму не получает. Представлял он судебным приставам справку о размере своего заработка, но они отвечают: «Раз суд вынес такое решение, вы должны изыскать возможность платить именно эту сумму». Причем Николай Николаевич пытался через суд уменьшить размер алиментов, но безрезультатно, и ему было сказано: это ваши проблемы, ребенка надо содержать, ищите и другие заработки.
Суды сегодня устанавливают либо фиксированную сумму алиментов, либо процент от суммы заработка, к примеру, 25 процентов на одного ребенка. И если должник нигде не работает, то ему размер алиментов начисляется исходя из среднероссийской заработной платы, которая в прошлом году составила 18 тысяч рублей. То есть отцу ребенка все же выгоднее работать на ладан дышащем предприятии и получать гроши, чем бить баклуши и ежемесячно накапливать по 5 тыс. рублей долга. В этом, по мнению А. Иванова, есть свой плюс: для ребенка лучше, когда он хоть что-то получает, чем не получает вовсе ничего. Хотя один из безработных алиментщиков, Иван Никандрович, стоящий на бирже труда, возмутился: с чего это вдруг расчет ведется от среднероссийской зарплаты, а не средней по Чувашии, которая, мягко говоря, гораздо меньше. Но сегодня таково требование Федерального закона. Уполномоченный по правам ребенка согласился, что в такой постановке вопроса есть некоторая логика и эту тему надо обмозговать.
В ходе «прямой линии» поднималась и тема опекунства. Анна Владимировна сообщила, что с 2003 года является опекуном несовершеннолетнего ребенка, ежемесячно получала опекунское пособие. А в этом году она узнала, что ей полагается получать и пенсию на ребенка по потере кормильца. Естественно, она возмущена тем, что ее сразу об этом не проинформировали, и поинтересовалась, как получить эту пенсию за прошедшее время. Уполномоченный по правам ребенка заверил, что лично разберется в ситуации. У А. Андреева, кстати, много претензий к органам опеки, но об этом в другой раз.
В тот же день было подписано первое по линии уполномоченного Соглашение о сотрудничестве между УФССП по Чувашии и уполномоченным по правам ребенка. Родилась эта идея по инициативе судебных приставов, куда А. Андреев посылал несколько запросов касательно алиментной темы. Пояснение уполномоченного по поводу необходимости Соглашения таково: «Народ воспринимает судебных приставов как репрессивный аппарат. А я общественник, а не чиновник, люди меня воспринимают совсем по-другому, поэтому ко мне они охотно приходят, жалуются. Но зачастую послушаешь людей – вроде они правы. Начинаешь разбираться, ситуация выглядит не столь однозначной. Поэтому, чтобы не возникали такие нюансы, нужна совместная работа». Кстати, уполномоченный открыт для всех. Он каждую среду с 16.00 до 18.00 по адресу ул. К. Маркса, 33, в приемной главного федерального инспектора ведет прием граждан. Предварительная запись по тел. 62-67-02.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.