Но в Книге Памяти о нем не написано
В семейном альбоме моей тетушки Надежды Игнатьевны хранилось много старинных фотографий наших родственников. Незадолго до своей кончины (умерла тетушка в марте этого года) она показывала мне дорогие ее сердцу снимки, рассказывала связанные с ними истории.
Запомнилась мне одна из довоенных фотографий. На ней запечатлен седьмой класс Дятлинской неполной школы Козловского района. Все ученики в поношенной, с родительского плеча одежде, в лаптях, только молодая учительница в центре — в белых шерстяных носках и галошах. Во втором ряду стоит сама тетушка. А в первом ряду сидит ее двоюродный брат Иван Ярцев.
Нашлись в альбоме и другие, уже фронтовые, фотографии дяди Вани. На одной из них он в военной форме, на обороте фотокарточки надпись: «На долгую память родным от Ярцева Ивана Васильевича, г. Берлин 15.5.45 г. после окончания разгрома врага. Ваня». Еще два снимка, где дядя Ваня с однополчанами, датированы 9 мая и 4 июля 1945 года.
Меня заинтересовали эти бесценные для нашего рода фотографии. Тетушка рассказала мне, что родился Ваня 2 апреля 1924 года в деревне Пиндиково Козловского района в бедной, многодетной семье. За его учебой некому было следить — мать умерла рано, а у отца Василия была одна забота, как прокормить пятерых детей. Потом и отца не стало, сильно простудился и умер. Дети остались сиротами. После окончания семилетки Ваня работал в родном колхозе «Путь Маркса». А в 1942 году, когда ему исполнилось 18 лет, ушел на фронт.
Я знал, что многие фронтовики из нашей деревни Пиндиково увековечены в Книге Памяти. Но имени Ивана Ярцева я в ней не нашел, хоть и смотрел несколько раз. Как так? Солдат дошел до Берлина, есть подтверждающие фотодокументы, а в Книге Памяти о нем ни строчки. Несправедливая получается история. Решил разыскать в Интернете хоть какие-нибудь данные. Благодаря сайту «Память народа» и Центральному архиву Минобороны России удалось установить боевой путь Ивана Ярцева.
Узнал я, что в ряды Красной Армии дядя был призван в апреле 1942 года. Служил стрелком, принимал участие в освобождении Белгорода и Харькова. 7 августа 1943 года был ранен, лежал в госпитале в городе Аткарске Саратовской области, а после излечения — опять на фронт. В составе 286-го гвардейского стрелкового полка Иван Ярцев форсировал Днестр в районе села Ракулешты, затем освобождал Кишинев, принимал участие в Берлинской стратегической наступательной операции…
За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество гвардии старший сержант Ярцев Иван Васильевич приказом по 94-й гвардейской стрелковой Звенигородской ордена Суворова дивизии от 30 марта 1945 года был представлен к ордену Красной Звезды. Вот выписка из наградного листа: «Выполняя обязанности связного пункта сбора донесений штаба дивизии, тов. Ярцев проявлял мужество и отвагу. 28.01.1945 года, доставляя срочный приказ от штаба дивизии в полк, натолкнулся на разрозненную группу немецких солдат в лесу восточнее деревни Хохенвальде, которые пытались задержать его. Не дав опомниться немцам, Ярцев забросал их гранатами и, прорвавшись вперед, доставил приказ в срок». А кроме этого ордена, мой дядя получил самую дорогую для солдата медаль — «За отвагу».
Узнал я еще, что с дядей Ваней в 286-м гвардейском стрелковом полку воевал и наш односельчанин Николай Дмитриевич Огородников, отец моего одноклассника (в отличие от дяди, кстати, имя Огородникова в Книге Памяти есть). Николай тоже призывался в 1942 году, но из Ворошиловского РВК. Вместе земляки встретили Победу. На двух последних снимках запечатленные рядом Иван и Николай шлют близким людям привет из Берлина.
После войны Иван вернулся в родную деревню, женился. Но недолго длилась его мирная, семейная жизнь — умер фронтовик в декабре 1946-го. Было дяде Ване всего 22 года. Так и не подержал он на руках дочку, родившуюся уже после его смерти…
Юрий Ярцев, Чебоксары
фото из личного архива семьи Ярцевых
Этот исторический снимок сделан в Берлине 9 мая 1945 года. Вместе с Николаем Огородниковым (слева) и Иваном Ярцевым (справа) на победной фотографии запечатлен их однополчанин Сергей Минаев.
Вызывают восхищение верность Родине, мужество и героизм простого советского солдата — гвардии старшего сержанта Ивана Ярцева, солдата Победы. Чем больше мы узнаем о судьбах наших простых защитников Отечества, расскажем о них своим детям и внукам и совсем незнакомым нам людям, тем больше ощутим цену Победы в Великой Отечественной войне, будем оберегать ее от разных наветов и попыток принизить, оболгать ее значение.
Вызывает уважение неравнодушный поступок родственника ветерана — Юрия Ярцева. С одной стороны, он ничего особого вроде и не сделал, просто посмотрел выложенные в открытом доступе документы о своем родственнике. Но многие ли из читателей, виртуозно владеющие компьютером и интернетом, проделывают эту работу? Я не называю Юрия героем, но поступать так, как он, я бы призвал каждого уважающего себя гражданина.