ФЕСТИВАЛЬ-85 ЗАПОМНИЛСЯ СВОИМИ ЧУДЕСАМИ
Ребята из Чувашии продолжают готовиться к XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов. 27 июня в рамках этой подготовки состоится Ярмарка молодежных инициатив «Навстречу фестивалю». Ее частью, обещают организаторы, станут выставка раритетов предыдущих фестивалей (значки, игрушки, газеты…), дискуссионная площадка, на которой будут говорить о миротворческой миссии делегаций, и круглый стол с молодежными СМИ.
А «Советская Чувашия» продолжает знакомить своих читателей с участниками фестиваля 1985 года, проходившего в Москве.
Поздно вечером шуметь можно…
Дискуссионные площадки, встречи с представителями стран да и просто общение с делегатами — дни XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов были наполнены мероприятиями с раннего утра и до позднего вечера, отмечает его участник Галия Сафина. «Весь город был одним большим фестивалем, и это удивляло. А насколько все было организовано! До сих пор в памяти церемонии открытия и закрытия», — рассказывает Галия Файзрахмановна. И вспоминает, как однажды они с товарищами очень поздно возвращались со встречи, и одна женщина, выглянув в окно, возмутилась: «Что за безобразие! Шуметь после одиннадцати нельзя, неужели закон не действует?» «Да, во время фестиваля не действует», — ответил стоявший неподалеку милиционер. Столица жила в эти дни особенной жизнью.
В те годы Галия была секретарем комитета комсомола Канашского вагоноремонтного завода, членом областного комитета комсомола, ее наградили грамотой ЦК ВЛКСМ… За такую активную жизненную позицию она и была удостоена поездки в Москву. А вернувшись с фестиваля, девушка сказала родным, что ради одной этой поездки стоило столько трудиться.
***
Концерты на ВДНХ и в парке Горького
Увидеть Льва Лещенко и Аллу Пугачеву, Софию Ротару и Анне Вески, пообщаться с группами «Земляне», «Интеграл» и даже попить чаю с самим Кобзоном удалось во время фестиваля 85-го года Вадиму Мальцеву. 25-летний парень был тогда секретарем комитета комсомола Чувашского государственного пединститута им. И.Я. Яковлева. И как одного из лучших в своем деле его отправили в Москву сопровождать Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца, представлявший культурную программу нашего региона. Выдали график выступлений, рассказывает Вадим Вонифатьевич, а в нем — парк Горького, ВДНХ и другие площадки столицы. Зрители аплодировали нашим артистам в такт музыке, случались и овации. Бывало, после концертов даже подходили земляки, благодарили за возможность услышать чувашские песни.
И сегодня Вадим Мальцев хранит все то, что напоминает ему о прошедших временах. Это пропуск в общежитие Горного института, куда его с товарищами заселили за две недели до начала мероприятий, работы друга, известного чувашского фотокорреспондента Ивана Никифорова и книги о фестивале. Сохранились даже восемь номеров газеты подготовительного комитета фестиваля за 1985 год. Особенную теплоту в сердце вызывают брошюра с культурной программой тех летних дней и благодарность Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации и подготовительного комитета — за организацию всесоюзной акции «Дети Страны Советов — участникам фестиваля».
***
Фестивальную ромашку сдал в музей
Одно из самых ярких фестивальных воспоминаний чебоксарца Владимира Мадянова — гастрономическое. «Кормили нас в ресторане: разнообразно, вкусно, накрывали стол белоснежными скатертями, — описывает он. — Помню, смотрел на пять-шесть вилок и думал, зачем же так много. Все понял, когда принесли первый салат, второй, затем основные блюда, десерты…»
Сварщик, к тому же секретарь бюро комитета комсомола цеха ЧЗПТ, депутат Калининского районного Совета депутатов, ударник 11-й пятилетки… Простого перечисления занятий Владимира достаточно, чтобы понять, почему ему, 25-летнему парню, одному со всего завода выпала честь поехать в Москву. Двенадцать дней, говорит он, пролетели как одно мгновение. Запомнились посещения концертов и музеев, удалось познакомиться с японцами и китайцами, впервые увидеть афроамериканцев и сфотографироваться с Софией Ротару.
Будучи дальновидным, он захватил с собой немало сувениров — ключей-штопоров производства тракторного завода с надписью «Чебоксары». Дарил подарки новым знакомым и часто получал взамен другие. Вместе с ними привез домой адреса друзей из районов Чувашии (с которыми потом еще долго переписывался), фестивальную ромашку, бейдж, билеты на мероприятия… Все сувениры, не раздумывая, передал в музей родного завода — они и сейчас там хранятся.
Еще один яркий мазок с картины фестиваля — его открытие. Накануне была генеральная репетиция, вспоминает Мадянов, и ее участники изрядно промокли под проливным дождем. Большинство поспешило купить зонтики, но в день открытия фестиваля светило яркое солнце (поговаривают, дождь разогнали самолетами), и зонтики пригодились для укрытия от его лучей. Действо было грандиозным — особенно врезались в память выступление Горбачева и то, как стремясь разглядеть происходящее, соседи по трибуне отнимали друг у друга бинокли, а многие даже плакали в финале.
«Подойдя к автомату с газировкой, стал по привычке искать стакан, — рассказывает Мадянов об удивительном для того времени факте. — И деньги есть, и автомат, а стакана не видно. Тут подошел человек, опустил монетку, и откуда-то изнутри «выплыл» одноразовый стакан. Такого я раньше не видел!»
Остро ощутил тогда Володя, что школьных знаний английского не хватает. Как хотелось объяснить японкам («они красивые, но все на одно лицо»), что и у нас, как в Японии, производят большие тракторы! Но девушки ничего не понимали и лишь улыбались. А вот с белорусами и поляками худо-бедно объясниться удавалось, благо, многие слова в наших языках схожи. Общение длилось до часа ночи, и лишь тогда делегации развозили по гостиницам. Впрочем, и тут никто не торопился расходиться: как с гордостью вспоминает Владимир Николаевич, «наши собирались у меня в номере». При всем при этом молодежь помнила наказ — держать лицо.
Цифры:
17 000 участников — I Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Праге, 1947 год
34 000 участников — VI Всемирный фестиваль в Москве, 1957 год — самый массовый за всю историю фестивального движения
26 000 участников — XII Всемирный фестиваль в Москве, 1985 год
6500 участников — XV фестиваль в Алжире, 2001 год, наименьшее число участников
20 000 участников — ожидаемое число участников XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи, 2017 год
Фото из личного архива участников фестиваля
«С белорусами и поляками худо-бедно объясниться удавалось, благо, многие слова в наших языках схожи» — что за ерунда? В чем была проблема? Я белоруска и сообщу, если кто не в курсе: для подавляющего большинства белорусов русский язык — родной и более употребимый, чем белорусский. Они на нем не только говорят, но и думают. И даже те белорусы, которые называют родным белорусский язык, свободно и без проблем общаются по-русски. Может, у самого Володи Мадянова были проблемы с русским языком, если он белорусами лишь «худо-бедно» мог объясняться? Объясните эту несуразицу, автор статьи!