«ДОПИНГ» В КОНВЕРТЕ
Конспирация не спасла от наказания
Впервые в Чувашии на скамье подсудимых оказалась преступная группа, организовавшая пересылку запрещенных сильнодействующих веществ. Жители Нижнего Новгорода специально отправляли посылки из Чебоксар, чтобы максимально запутать следы, но именно здесь их криминальному бизнесу, приносившему миллионные доходы, пришел конец…
ПИСЬМА ЛИЧНО НА ПОЧТУ НОШУ…
В межрайонный отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Управления уголовного розыска МВД по Чувашии поступила информация: кто-то отправляет из Чебоксар посылки с запрещенными препаратами, популярными среди поклонников фитнеса для наращивания мышечной массы или, напротив, чтобы быстро сбросить вес. В ходе специального мероприятия, которое оперативники провели совместно со специалистами УФСБ России по Чувашской Республике, в сортировочном пункте почтамта в два этапа было изъято более трех десятков конвертов с упаковками таблеток и ампулами. Они предназначались заказчикам со всей России – от Московской области до Хабаровска, отправителем же везде значился таинственный Сергей Алексеев, который явно хотел остаться инкогнито и сдавал свою специфическую «корреспонденцию» в разных почтовых отделениях Чебоксар.
Оперативники не сомневались, что имя это вымышленное, и оно ничего не даст: документы для отправления подобных посылок предъявлять не требуется. Но, к счастью, молодой человек атлетического телосложения с залысиной на голове успел примелькаться в некоторых из почтовых отделений, и работницы его запомнили. Был проведен комплекс мероприятий, и настоящее имя этого «Сергея Алексеева» было установлено.
23-летний житель Нижнего Новгорода приехал в столицу республики пару месяцев назад и снял квартиру на улице Лебедева. Он и его сообщники были настолько уверены в своей неуязвимости для правоохранительных органов, что, получив SMS от ряда заказчиков, до которых обещанная посылка не дошла, отправили товар повторно.
Не успел «рассыльный» удивиться, что отправления снова застряли в чебоксарском сортировочном центре, как в его съемную квартиру нагрянули полицейские. Там нашли еще большее количество препаратов, аналогичных изъятым ранее на почте. Только таблеток было изъято порядка двух тысяч блистеров! Когда жилец не внес очередную квартплату, хозяева хватились его и узнали, что, оказывается, их квартирант «съехал» в камеру следственного изолятора…
ОДИН В СЕТИ НЕ ВОИН?
В каждом конверте с запрещенными таблетками и ампулами, изъятом на почте, оказалась скидочная карта интернет-сайта, через который, судя по названию, и подыскивались потребители стероидов. Но, как только информация о задержании нижегородца дошла до родных мест, данный сайт тут же прекратил свое существование. Одно только это ставило под сомнение показания задержанного о том, что работал он в одиночку. Во что бы то ни стало нужно было расшифровать «черные ящики» – мобильные устройства, изъятые у приезжего. На это у специалистов ушел не один месяц: вход на упомянутый сайт, к примеру, на его планшете был спрятан в приложении «калькулятор», в телефонной книге мобильника не имена, а сплошные «ники»…
Параллельно шла проверка показаний подозреваемого. Сначала в Нижнем Новгороде искали некоего Игоря, через которого выпускник инженерной академии якобы получал товар откуда-то из Молдовы. Но вскоре сыщики убедились, что парень пытается направить их по ложному следу, видимо, надеясь на то, что материалы направят за рубеж по линии Интерпола, и на этом дело заглохнет в связи с отсутствием доказательств.
Немало времени у следственно-оперативной группы заняла и отработка «ростовского следа»: исследуя планшет задержанного, компьютерщики обнаружили следы его общения по «скайпу» с жителем этого южного города, судя по всему, на предмет поставки тех самых «фитнес-препаратов». Выехав в Ростов, чувашские полицейские установили личность интернет-партнера, который, как выяснилось, уже продолжительное время находился в розыске украинским бюро Интерпола.
Однако и здесь цепочка оборвалась: допросить вероятного поставщика было невозможно, так как мужчина, едва разменявший четвертый десяток, незадолго до приезда оперативников скончался от передозировки наркотиков. Очередная командировка, уйма потраченного времени и усилий – и снова возврат к исходной точке расследования. Уже казалось, что этому не будет конца, как вдруг эксперты «выдали на- гора» один из «ай-пи» адресов, с которого кто-то работал на том же сайте примерно в одно время с подозреваемым. Следы опять повели в центр соседней области…
МЫ МОГЛИ БЫ СЛУЖИТЬ В РАЗВЕДКЕ…
С момента задержания нижегородского «почтовика» прошло почти восемь месяцев. Его подельники, у которых было предостаточно времени, чтобы спрятать концы в воду, чувствовали себя в полной безопасности. К примеру, тот юноша, что выходил в сеть вместе со своим земляком, закончив академию правосудия, проходил медкомиссию, чтобы устроиться в… прокуратуру. Конечно, уроженцам села в Нижегородской области, объединившимся для «допинг-бизнеса», никак не могло прийти в голову, что сотрудникам уголовного розыска из Чувашии удастся на них выйти. Сайт и упоминания о нем к тому времени были удалены, телефоны, сим-карты которых были оформлены на «левых» лиц, выброшены в Волгу, друзья и подруги, передававшие ребятам свои банковские карты, предупреждены, что в случае чего говорить по поводу денежных переводов…
«Такие оказались конспираторы, – говорит начальник отдела Следственного управления МВД по Чувашской Республике подполковник юстиции Юрий Ручков, – что и Штирлиц, глядя на продуманную до мелочей систему безопасности, наверное, нервно курил бы в сторонке». Юрий Васильевич, чтобы разобраться в хитросплетениях денежных перемещений от покупателей до членов группы часами почти два месяца изучал банковские распечатки и вычерчивал на бумаге схемы.
Это уголовное дело настолько поглотило его, что не отпускало даже во сне: Ручков специально держал на прикроватной тумбочке ручку с бумагой, чтобы записывать пришедшие на ум мысли и вопросы. В практике опытного следователя бывало всякое, но такого «детектива» расследовать ему еще не приходилось. Да и в целом со столь масштабным сбытом сильнодействующих веществ республиканская полиция столкнулась впервые. После того как к первому подозреваемому присоединились трое его сообщников, клубок начал распутываться так стремительно, что полицейскому следователю без помощи коллег из Госнаркоконтроля и прокуратуры республики пришлось бы нелегко…
МИЛЛИОНЫ ДО СРОКА
Десятки опрошенных свидетелей, множество самых разных экспертиз. Специалистам удалось восстановить даже ту информацию на электронных устройствах, которую задержанные считали безвозвратно удаленной. Все это помогло следствию установить, что четверо нижегородцев представляли собой организованную преступную группу, где у каждого была своя роль и обязанности.
Сайт, например, оказался детищем пятикурсника медакадемии, которому еще в школе не было равных в программировании. Ему же принадлежала идея со скидочными картами для привлечения клиентов. «Юрист» в этой допинг-компании контролировал систему оплаты и передвижение денежных средств. На нем же был и мониторинг законодательства в сфере оборота сильнодействующих веществ – без пяти минут работник прокуратуры был в курсе всех изменений, касающихся их бизнеса. Лысоватый атлет, первым испытавший на себе действие большинства препаратов для наращивания мускулатуры, отвечал за рассылку. В задачи его однокурсника входило продвижение сайта на различных форумах для любителей фитнеса. Кстати, именно на имя этого «пиарщика», как установило следствие, и были присланы из Ростова две крупные партии стероидов.
Прежде чем ввязаться в это дело, «академики» хорошо изучили спрос и существующий рынок сбыта. Бизнес сулил хорошие барыши, но нижегородцы и сами не ожидали, что заказов будет настолько много. Судя по одному из сообщений, перехваченных оперативниками, всего за день торговли анаболиками нижегородцы могли заработать порядка 30000 рублей. За «чебоксарский» период своей деятельности – с октября 2014-го по январь 2015 года – только через одну из многочисленных банковских карт обвиняемых, куда деньги поступали через систему электронных платежей со всей России, а также из Белоруссии и Казахстана, прошло около 200000 рублей.
Всего же, считают полицейские, с начала своей нелегальной деятельности в 2013 году группа могла заработать около 10 миллионов рублей. Деньги эти обнаружить не удалось – на счетах молодых людей на момент ареста оказались незначительные суммы – от десяти до пятидесяти тысяч рублей…
По результатам рассмотрения уголовного дела в Калининском районном суде Чебоксар все четверо подсудимых признаны виновными в многократном сбыте сильнодействующих веществ организованной группой в крупном размере. Трое приговорены к 4 годам лишения свободы, один получил на год меньше. Отбывать наказание молодым людям, впервые оказавшимся на скамье подсудимых, предстоит в исправительной колонии общего режима. Решение еще не вступило в законную силу.
КСТАТИ
На днях Следственным управлением МВД по Чувашской Республике будет направлено в суд еще одно многотомное уголовное дело по фактам сбыта наркотических веществ, организованного преступным сообществом (ОПС). «Интернациональная» группа наркодилеров, куда, помимо жителей Чувашии, входило шестеро граждан одного из соседних государств, действовала в условиях строжайшей конспирации.
Была продумана многоступенчатая система поставки и распространения запрещенных веществ, когда «зелье» партиями доставлялось из бывшей советской республики сначала в Москву, а оттуда по другим регионам России. С клиентами сбытчики общались исключительно дистанционно, через Интернет и SMS-сообщения.
Как и в случае с нижегородской группой, деньги за товар покупатели перечисляли через систему электронных платежей, где для открытия счета достаточно одного только номера мобильного телефона. Затем курьер оставлял посылку в каком-нибудь укромном месте и сообщал заказчику адрес этой так называемой закладки. Тем не менее в ходе совместной операции МВД по Чувашии и местной службы Госнаркоконтроля сеть, состоящая из нескольких групп, осуществляющих свою криминальную деятельность под началом двух лидеров, прекратила свое существование. Количество изъятых в несколько этапов партий наркотиков исчисляется килограммами.
По версии следствия, в ОПС входил как минимум 21 человек. Шестнадцать из них предстанут перед судом, пятеро находятся в межгосударственном розыске. Четырнадцать фигурантов дожидаются судебного процесса в следственном изоляторе, в отношении двоих была избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении.