ОНИ ВОЗРОЖДАЮТСЯ ПОСЛЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ЗАБВЕНИЯ
В 2015 году впервые в истории Чебоксар были проведены некоторые крестные ходы: в честь иконы Владимирской Божией Матери и Детский крестный ход. Вообще же практика проведения крестных ходов в столице республики возобновилась в 1990-е годы – спустя десятилетия «забвения». К сожалению, нет в живых ни непосредственных участников, ни свидетелей последних крестных ходов в столице республики в советское время. Единственные безмолвные свидетели, раскрывающие детали и подробности, – архивные документы.
В истории Чебоксар условно первым крестным ходом можно считать события 460-летней давности.
Сегодня, когда республика активно готовится к празднованию 550-летия основания г. Чебоксары и 100-летию образования Чувашской автономной области, совместный проект Государственного исторического архива Чувашской Республики и «Советской Чувашии» расскажет о малоизвестных страницах истории нашей республики. Журналисты газеты и сотрудники архива помогут читателям по-новому взглянуть на прошлое родного края, понять его настоящее и задуматься о будущем.
В 1555 году к месту, где сейчас расположен Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь, причалил архиепископ Гурий, направленный царем Иваном IV Грозным в присоединенные к Московскому государству земли Казанского ханства. Церковный историк А. Можаровский писал, что «для одержания окончательной победы над Казанью надлежало русским победить иноверцев, инородцев Казанского края, еще нравственно – мечом духовным, иже есть глагол Божий, победить верою, христианским православием». Таковую задачу и поставили перед архиепископом Гурием.
С собой он привез икону Божией Матери Владимирской. Тогда и состоялся первый крестный ход: будущий Святитель Казанский прошел с иконой, освящая места будущей крепости и собора. Этой святыне и святителю Гурию, благословившему Чебоксары, посвящался ежегодный общегородской крестный ход от Введенского собора к Владимирской горке. Совершался он 23 июня (6 июля по новому стилю), в один из праздников иконы Божией Матери Владимирской. Отметим, кстати, что эта икона пережила все советское лихолетье и до настоящего времени хранится в иконостасе Введенского собора г. Чебоксары.
Как уже было выше отмечено, 6 июля в Чебоксарах возобновилась традиция проведения крестного хода в честь иконы Владимирской Божией Матери. При этом сайты Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря, Чувашской митрополии и Минкультуры Чувашии сообщали о состоявшемся крестном ходе как о впервые проводимом с 1918 года. Применительно к крестным ходам в честь иконы Божией Матери Владимирской, наверное, это верно.
Вместе с тем исторический факт: революционные события 1917–1918 годов не поставили точку в практике проведения самих крестных ходов. Их история известна, как минимум, еще целое десятилетие после прихода большевиков к власти.
В советский период на организацию и проведение любого религиозного мероприятия (съезда, собрания, крестного хода и т.п.) требовалось получить официальное разрешение властных структур. От ходатаев требовалось обоснование причин, указание места и количественного состава. Переписка была многоступенчатой, в согласовании массовых культовых церемоний участвовали исполком автономии, административное управление НКВД и местный отдел ОГПУ.
Заключение ОГПУ играло при этом ключевую роль: мог последовать полный отказ или «рекомендация» о переносе сроков с разъяснением причин, а могли разрешить без каких-либо вопросов. Как результат такого жесткого контроля со стороны органов государственного управления и надзора в архивных фондах сохранились документальные свидетельства об организации и проведении двух крестных ходов в 1927 году.
19 января 1927 года с согласия Чувашского отдела ОГПУ и разрешения Административного отдела НКВД был организован «крестный ход со всем духовенством гор. Чебоксар из Введенского собора на реку Чебоксарку». Важен он потому, что является беспристрастным примером, как, что называется, без сучка и задоринки прошло согласование всеми «заинтересованными» инстанциями.
Никаких серьезных препятствий со стороны советских органов организаторам шествия не встретилось. Да и сам этот крестный ход прошел без каких-либо эксцессов и неприятностей. По этой причине каких-либо подробностей о его проведении и детального описания в документах к настоящему времени, к сожалению, не выявлено.
Более детальной реконструкции подвержен другой крестный ход, проведенный в том же году. 16 июня 1927 года представители церковно-приходского совета Введенской религиозной общины в очередной раз обратились в Административный отдел исполкома Чувашской АССР с просьбой «по примеру прежних лет» провести крестный ход из Введенского собора «вокруг города» со всем духовенством чебоксарских церквей. Намечалось даже два близкорасположенных по датам крестных хода – на 26 июня и 3 июля. Совершались они, «по преданию», в память избавления горожан от холеры.
Действительно, в XIX веке холера несколько раз становилась настоящим бичом города. Отголоски проявлялись и в начале ХХ века. Как пишет А.И. Терентьев в своей книге «Чебоксары и чебоксарцы», в 1908 году на Чебоксарский винный склад № 3 «в порядке профилактики борьбы с холерой» из Казани прислали 20 фартуков для работниц моечного отделения и 200 брошур врача Н.В. Попова о холере. Упоминает этот автор и о «напавшей на людей» холере в голодные 1921–1922 годы. Так что холера была, что называется, «на памяти свежа».
В советский период на организацию и проведение любого религиозного мероприятия (съезда, собрания, крестного хода и т.п.) требовалось получить официальное разрешение властных структур. От ходатаев требовалось обоснование причин, указание места и количественного состава. Переписка была многоступенчатой, в согласовании массовых культовых церемоний участвовали исполком автономии, административное управление НКВД и местный отдел ОГПУ.
По времени крестные ходы предполагалось завершить примерно к часу дня. Руководителями и ответственными за организационные действия значились протоиерей Кладбищенской церкви С.И. Дроздов и гражданин И.Г. Григорьев из деревни Протопопихи Чебоксарского уезда.
Направление первого крестного хода предполагалось из Введенского собора по улицам Чувашской, Свердлова и Каменева с остановкой у реки Чебоксарки, где должен был пройти молебен с водоосвящением. Затем шествие двигалось до Кладбищенской церкви, где также следовала непродолжительная задержка, и дальше шло по улицам Кузнечной и Карла Маркса до Благовещенской церкви. Это была конечная точка крестного хода по первому маршруту.
От Благовещенской церкви духовенство с иконами и иные участники процессии возвращались к своим церквам. 3 июля крестный ход начинался также из Введенского собора, по Чувашской улице выходил на Красную площадь, где совершался водосвященный молебен, после чего шествие продолжалось по улицам Грасиса, Люксембург и Зиновьева до Рождественской церкви.
Согласие на проведение крестного хода было получено и на этот раз без особых проволочек. Правда, в сообщении Чувашского отдела ОГПУ в НКВД автономии было подчеркнуто, что «хождение по городу должно быть только по маршруту из собора до Чебоксарки и обратно». Надзорная система существенно сократила расстояние крестного хода. Причина в документе не отражена. Попробуем разобраться?
Федор КОЗЛОВ,
заместитель начальника отдела использования документов Государственного исторического архива Чувашской Республики
СПРАВКА «СЧ»
Крестный ход – многолюдное торжественное шествие. Совершается он согласно «Краткому церковно-богослужебному словарю»
(М., 1916), в случае «какого-либо общественного бедствия, или общей нужды или в воспоминание Божественного избавления от прежнего бедствия». Сведения о первых крестных ходах относятся еще к истории Византии IV века, когда святитель Иоанн Златоуст устраивал противоарианские ночные шествия по улицам Константинополя. На Руси первый крестный ход, по данным к.и.н. В.А. Липинской, состоялся 1(13) августа 1164 года по случаю победы князя Андрея Боголюбского над восточными соседями.