ТЕХ, КТО СОВЕРШИЛ НЕТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В связи с амнистией, объявленной в апреле прошлого года по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, по данным прокуратуры нашей республики, освобождены от уголовного наказания 3373 человека.
СУДИМОСТИ СНЯТЫ
В их числе 1350 граждан, отбывавших наказание в исправительных колониях, находившихся под надзором уголовно-исполнительных инспекций, ставших «клиентами» органов следствия и дознания, судебных приставов. По преступлениям, совершенным до вступления амнистии в силу, прекращено 313 уголовных дел.
И это, как говорится, «еще не вечер». Хотя действие амнистии официально прекращено в конце октября, по истечении шести месяцев, под нее подпадают фигуранты уголовных дел, которые еще рассматривают суды. «Счастливый билет», как правило, выпадает тем, кто получил или получит условные сроки лишения свободы.
В декабре выслушал приговор бывший генеральный директор Канашского городского рынка Николай Маркиданов, которому инкриминировалось злоупотребление полномочиями в коммерческой организации.
Нет человека, стоящего выше или ниже закона; и мы не должны спрашивать у человека разрешения на то, чтобы потребовать от него подчиняться закону. Подчинение закону требуется по праву, а не выпрашивается как милость.
Теодор Рузвельт
Установлено, что в 2011 году он заключил договор с организацией, подрядившейся обустроить кровлю над рыночным двухэтажным кирпичным зданием. Но подрядчик выполнил не все работы, предусмотренные договором. Зная об этом, директор «в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и подрядной организации», перечислил последней деньги как за работы, выполненные в полном объеме. В итоге рынку был причинен ущерб на сумму свыше 1,1 миллиона рублей.
В суде обвиняемый отрицал свою вину, указывая на правомерность своих действий. Однако у гособвинителя хватило доказательств, чтобы опровергнуть это. Суд приговорил Маркиданова к двум годам условного лишения свободы и тут же по амнистии освободил его от наказания. Приговор пока в законную силу не вступил.
Повезло и директору чебоксарской строительной фирмы «Алза» Сергею Лаврентьеву, а также его подчиненным – главбуху и начальнику отдела кадров. В декабре они были осуждены за мошенничество при получении выплат.
По материалам уголовного дела, возбужденного и расследованного Управлением УФСБ России по Чувашии, в 2009–2010 годах руководитель фирмы и его подчиненные по изготовленным фиктивным документам незаконно получили 2 миллиона бюджетных рублей в ходе реализации республиканских программ по дополнительной поддержке занятости населения. А затем эти деньги были «похищены фигурантами уголовного дела». В ходе судебных слушаний подсудимые возместили причиненный государству ущерб – 1 миллион 845 тысяч рублей. Судом также удовлетворен гражданский иск, заявленный потерпевшей стороной (центр занятости населения Чебоксар) о возмещении причиненного преступлениями ущерба на оставшуюся сумму.
Директора фирмы суд приговорил к трем годам лишения свободы, главбуха и начальника отдела кадров – к двум с половиной годам каждого. Всем были назначены условные сроки, суд также по амнистии освободил фигурантов дела от наказания, судимости с них сняты.
И ДЕПУТАТАМ ПОВЕЗЛО
Улыбнулась амнистия и 56-летнему жителю Вурнарского района, который обвинялся в злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге. Будучи лесничим Авруйского участкового лесничества, весной прошлого года он составил фиктивные административные протоколы на двух сельчан, которые якобы нарушили правила заготовки древесины. На основании этих поддельных документов ни в чем не повинных граждан оштрафовали – на 500 рублей каждого.
В суде вина лесничего была доказана, в наказание и ему вменили штраф – 300 тысяч рублей. Только платить его лесничему не придется, сообщает прокуратура республики. Сразу же после вынесения приговора суд амнистировал осужденного.
Эта же амнистия избавила от уголовного преследования депутатов города Алатыря и района, а также руководителя одного из предприятий, обвиненных в лжесвидетельстве.
Суд установил, что эта троица в ходе предварительного следствия и в судебном заседании по уголовному делу в отношении бывшего муниципального чиновника дала ложные свидетельские показания. Депутаты и директор строительной фирмы пытались ввести в заблуждение следствие и суд, «воспрепятствовать установлению объективной истины», чтобы помочь бывшему начальнику отдела горадминистрации избежать уголовной ответственности за махинации с муниципальной землей.
Правда, лукавство указанных свидетелей обвиняемому пользы не принесло. Суд приговорил его к четырем годам реального лишения свободы и к 100-тысячному штрафу. А затем следствие взялось за слуг народа, доказав их лжесвидетельство. Но им пришла на помощь «победная амнистия», констатирует прокуратура. Учитывая, что за лжесвидетельство не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, уголовные дела в отношении обвиняемых судом прекращены.
Под амнистию попали и молодые люди, воровавшие деньги из платежных терминалов в Чебоксарах. А также опекун подростка-инвалида из Канашского района, которая украла с банковского счета подопечного его социальную пенсию. Кстати, в отношении нее уголовное дело прекращено в сентябре прошлого года по амнистии, объявленной в декабре 2013 года в связи с 20-летием принятия российской Конституции. По этому документу уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу постановления об указанной амнистии, и находящиеся в производстве судов в отношении женщин, имеющих несовершеннолетних детей, подлежат прекращению, если подозреваемым и обвиняемым светил срок не более пяти лет лишения свободы.
Однако прокуроры могут, что называется, и «удила закусить», если под амнистию пытаются подвести человека, который вовсе этого не заслуживает. К примеру, прокуратура Чебоксарского района не согласилась с направленным в суд представлением уголовно-исполнительной инспекции об освобождении от наказания гражданина, осужденного в 2012 году за мошенничество.
По приговору Ленинского районного суда Чебоксар он был наказан пятью годами лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. В этот срок включена и неотбытая часть наказания за ранее совершенное преступление (групповые кража и грабеж). Прокурор в суде заявил, что эти преступления не подпадают под действие «победной амнистии», и был совершенно прав.