Толстые романы начинаются с детских книжек

ИЗДАТЕЛИ ПРЕДЛАГАЮТ ПРОДАВАТЬ КНИЖНЫЕ НОВИНКИ В МУЗЕЯХ

детиСегодня тираж каждой книги в среднем всего четыре с половиной тысячи экземпляров. При этом половина всех выпускаемых в стране изданий не дотягивает и до тысячи. То есть новинки практически недоступны для читателя. Хотя читателями сейчас можно назвать лишь две трети взрослого населения России, остальные книг не читают. Такие цифры озвучивались на проходившем в Чебоксарах семинаре руководителей книгоиздания национальных республик России.

ТРЕБУЕТСЯ МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Семинар был посвящен вопросам поддержки чтения, и на него съехались издатели разных регионов. В том числе из Башкирии, Татарстана, Удмуртии, Дагестана, Чечни, Якутии. Такие встречи ежегодно проводятся при поддержке Ассоциации книгоиздателей (АСКИ), Роспечати и профильных ведомств принимающей стороны. В АСКИ знают, что региональным издательствам живется труднее, чем столичным, поэтому ее представители регулярно выезжают в регионы, подобные семинары также проводятся далеко от Москвы.
– Ситуация с книгоизданием сейчас такова, что требуется мозговой штурм, – сказал, открывая встречу, вице-президент АСКИ Олег Филимонов. – Чебоксары выбраны площадкой не случайно, это наше представительство в Поволжье.
Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Иван Моторин на встрече с книгоиздателями насчет мозгового штурма не возражал. Более того, выразил надежду, что профессионалы дадут и оценку работы нашего издательства.
Оценка для начала была высокой. В руках у ведущего сразу оказался альбом Чувашского книжного издательства о вышивке, получивший уже не одну премию на международных книжных ярмарках. Издания, подобные этому, специалисты считают козырной картой национальных издательств и призывают обращать на них пристальное внимание. Качественно сделанные книги и альбомы о малой родине практически всегда оказываются фишкой на международных ярмарках, где на них жадными глазами смотрят зарубежные специалисты.
Президент АСКИ Константин Чеченев ратует за то, чтобы издатели как можно чаще ездили по миру на книжные ярмарки, смотрели, как работает книжный рынок, и пообещал представителям региональных издательств помочь в этом. Чтобы они воочию увидели, что такое, например, настоящая ярмарка детских книг в Болонье или почему столько молодежи стекается на книжную ярмарку в Белграде. И научились продвигать свои книги на престижных смотрах.

КОЛБАСА ВМЕСТО КНИГ
Хотя и там, а тем более в нашей стране, красивые альбомы всех проблем не решат. На российском книжном рынке продолжается спад. Сроки реализации книг увеличиваются и вместе с подготовкой к изданию уже перевалили за два года. То есть окупаемость книги при средней цене экземпляра 250 рублей становится все призрачнее. Еще одна плохая цифра: у нас сейчас печатается 3,77 книги в год на человека. В СССР выходило 12. Из пяти с лишним тысяч издательств по стране лишь четверть выпускает хотя бы по одной книге в год, и только двадцатая часть выходит на относительно массовое производство.
При таком раскладе многие новинки оказываются попросту недоступными, а это, в свою очередь, снижает интерес к книгам вообще. В результате треть населения не читает не только бумажные, но и электронные книги. Никакие. Эту цифру издатели считают самой страшной. Потому что она ясно говорит о том, что чтение становится непопулярным. Самое же больное место сегодня на этом рынке – распространение.
По словам Константина Чеченева, книжных магазинов по России осталось уже менее трех тысяч. И даже такой оплот книжной торговли, как Дом книги в Москве, уже присмотрели новые покупатели. Так что скоро там будут продавать не книги, а колбасу. На этом фоне не радуют и электронные книги. Оборот электронного книгоиздания всего лишь в пределах трех процентов. Продавцы не могут продать контент, потому что он скачивается нелегально. Потому и отрасль не развивается. Кажется, куда ни кинь сегодня в книжном производстве – всюду клин.
Однако встреча для того и проводилась, чтобы найти выход из ситуации. И идеи звучали. Например, такая: открывать книжные магазины при библиотеках и музеях, там, куда приходят читающие люди. АСКИ пытается участвовать и в процессе продвижения закона о борьбе с интернет-пиратством в книжной отрасли. Идут сражения за отмену НДС на книги.
Кстати, в Чебоксарах книжные магазины повсеместно пока не закрываются. Гости из центра признали, что в регионах и тиражи падают не так стремительно. Потому что всегда давались труднее, а посему работа шла осторожнее и продуманнее. И издательства выживают, хотя поддержки стало меньше.

НЕ НАДО СИДЕТЬ И ЖДАТЬ
Самые большие тиражи приходятся на Башкортостан. Даже без учебников годовой тираж зашкаливает за 2 млн. И на Татарстан. Эти две республики лидируют, то и дело меняясь местами, но уверенно обгоняя всех остальных. Чувашия в этом списке на почетном пятом месте.
Директор Чувашского книжного издательства Валерий Комиссаров, однако, тоже вынужден констатировать, что интерес к чтению реально падает. Но все же ситуацию считает не такой плачевной, как, например, десять лет назад, когда снижение объемов даже не шло, а летело под гору и в портфеле издательства не было рукописей. Сегодня ЧКИ участвует в конкурсах, выигрывает гранты на издание социально значимых книг и получает субсидии, выпускает справочники и антологии за счет бюджета. Трудности же возникают с вхождением изданий в федеральный перечень, авторским правом при переводах и работе с наследниками классиков. Чувашский издатель поратовал за сохранность госзаказа на выпуск литературы социальной значимости.
Директор Татарского издательства Дамир Шакиров считает, однако, что сидеть и ждать помощи – неправильно. Хотя в Татарстане книгоиздатели получают помощь, которая и не снилась соседям (50 млн. рублей ежегодно), директор уверен, что и сам автор книги не должен спать после написания, а участвовать в ее продвижении. А главным условием развития книгоиздания называет воспитание юного читателя. Если для чтения теряется целое поколение, то некому будет читать толстые романы. Не будет тиражей. Не будет и денег. Вкладываться надо в детские книги, идти в школы, учить детей читать. Иного выхода нет.
Вторит ему и руководитель департамента по делам печати и телерадио-вещания Республики Саха (Якутия) Филипп Пестряков. В республике, население которой не превышает миллиона, открыли отдельное детское издательство со штатом в 44 сотрудника. И оно выпускает не только национальные детские газеты и журналы, но и детские книги. Выплачивают премии авторам детских книг. Отметим, что в Чувашии тоже существуют бонусы для детских писателей, это специальные гранты для издания детской литературы на чувашском языке.

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ЯРМАРКУ
Было бы, конечно, интереснее, если бы вместе с таким семинаром в Чебоксарах прошла и книжная ярмарка, на которой книги традиционно продаются гораздо дешевле, чем в магазинах. И участники могли бы увидеть, какие книги имеют реальный спрос, а какие нет. В Национальной библиотеке, где проходила завершающая дискуссия, стайка молодежи, узнав о приезде книгоиздателей, сразу же поинтересовалась, не привезли ли новинки по ярмарочной цене. И огорчились, узнав, что такого не предусмотрено: в Москву-то не наездишься!
Вопрос о книжных региональных ярмарках тоже обсуждался на этой встрече. Ярмарочное движение и в самом деле должно быть куда активнее. Со специальным ярмарочным календарем по России на целый год. Такие ярмарки могут стать частью межрегиональной структуры по книжному обороту, которую будут создавать на базе общественного договора между издателями регионов. «Книжники» считают, что такой вариант вполне реализуем. Еще есть возможность вернуть молодых к процессу чтения. По опыту других стран видно, что книга там не утратила своей роли. Не должна утратить и у нас.

021

ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ВСТРЕЧИ
Олег Филимонов, вице-президент АСКИ:
– Последние лет 25 нам внушали мысль, что главное – это коммерция, а культура подождет. Если культура продается – хорошо. А не продается – она не нужна. К чему нас привели такие рассуждения? К тому, что мы сейчас и имеем. На самом деле книга – это произведение книжной культуры, и мы должны относиться к ней как к культуре, а не просто как к информационному тексту. Это результат работы разных групп специалистов: писателей, художников, издателей, корректоров, полиграфистов. Да, она имеет свою цену, себестоимость. Но это и носитель нашего менталитета, исторической традиции и так далее. В этом плане она занимает абсолютно самостоятельную нишу. И не может равняться с продукцией сельского хозяйства или промышленности. Элемент культуры нации должен иметь свои способы защиты. И способы поддержки.
Валерий Комиссаров, директор Чувашского книжного издательства:
– Мы говорили о многих проблемах. Может сложиться впечатление, что все очень плохо. Но я думаю, надо делать акцент на другом. На том, что мы сегодня делаем и, главное, хотим делать все, чтобы интерес к чтению не падал. Пессимизм в этом деле не помощник. Мы строго подходим к тому, что издаем. Поэтому наши книги не залеживаются на складах.
Валерий Луковцев, главный редактор национального книжного издательства «Бичик», Республика Саха (Якутия):
– Наша делегация побывала в ЧНК, нас интересовал механизм создания чувашской википедии. Нас интересует и вопрос издания учебников, поскольку в законе об образовании в нынешней редакции отсутствует национально-региональный компонент. Мы и это обсудили с коллегами. И как они справляются с распространением литературы. «Бичик» сейчас известен среди региональных издательств. Мы издаем электронные и детские мультимедийные книги. И даже электронные книжные приложения к игрушкам. Их для нас делают в Китае. У нас старинные связи с чувашской литературой. Мы издавали «Нарспи», произведения Петра Хузангая, Юрия Семендера и других. И сейчас задумали новый совместный проект. Издадим сборник молодых чувашских писателей на своем языке, а здесь выпустят на чувашском нашего классика Платона Ойунского.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.