Несуны похищают новации
Раньше с заводов несли в карманах, сейчас, бывает, – в головах. В пору торжества циничного принципа «для наживы все средства хороши» кидают не только «на деньги», но и на новации.
Недавно наша газета рассказала, как группа конструкторов ОАО «Промтрактор» перешла в другую фирму, работающую на предприятие-конкурента, прихватив с собой папочки с новыми разработками. Когда дело дошло до уголовного разбирательства, интеллектуалы заявили, будто имели на то право, это продукт их ума… А им говорят, нет, это – не ваше, а завода, где вам были созданы условия для творчества.
Если бы речь шла о банке краски, стыренной с производства, ясно, что это воровство. Но кражу идей подчас толкуют весьма вольно, тут немало всяческих юридических лазеек. В том числе относительно того, на какой же стадии ноу-хау считается собственностью автора: когда оно запатентовано или уже во время разработки? Об этих и других проблемах защиты интеллектуальной собственности шла речь на заседании Экономического совета при Главе республики.
Как сказал исполнительный директор «Промтрактора» С. Щетников, не все игроки рынка стремятся занять свое место «достойно и правильно, так как в этом случае надо много работать, проще прийти и взять. На Западе умственная собственность защищена надежно, а у нас ее на сегодня как бы и нет».
Чтобы выдерживать мировую конкуренцию, чебоксарским «трактористам» приходится постоянно развиваться, обновлять модельный ряд. И тут первостепенна роль конструкторов с их мозгами. Но находятся желающие «прийти и взять все разом», что и произошло с бывшими конструкторами тракторного. Дело по одному из расхитителей находится в суде, но это не конец истории, считает директор, а начало полномасштабной, полноправной защиты интеллектуальной собственности. «Вор, как известно, должен сидеть в тюрьме, – напомнил он. – Но где посадки тех, кто ворует чужие идеи?»
По мнению С. Щетникова, положение в данной сфере должно быть проанализировано на самом высшем уровне руководства республики, ибо это проблема не только тракторного, но и всей промышленности. Одна из чебоксарских гимназий недавно получила статус Сколкова, но если эти ребята будут знать, что их ноу-хау может забрать кто-то более ушлый, они уедут из республики, да и из страны тоже.
По мнению директора по правовым вопросам ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод» А. Яранцева, без эффективной защиты интеллектуальной собственности нет смысла тратить деньги на ее создание. Правообладатель, надо сказать, защищен неплохо, а вот правоохранители действуют в этой сфере пока слабо. Несколько лет назад в республике буквально пиратствовали изготовители контрафактной электротехнической продукции. Пострадали и электроаппаратчики. Возместил ли завод убытки, спросил Михаил Игнатьев. К сожалению, отсудить компенсацию не удалось, ответил А. Яранцев, так как воры действовали через пресловутые фирмы-однодневки.
Подобно тракторостроителям и многие другие ущемленные субъекты отстаивают свои бренды в судах. Но далеко не все решаются на такие шаги. На это требуется ведь не только время, но и изрядные судебные издержки. Глава республиканской Торгово-промышленной палаты И. Кустарин рассказал об одной мясоперерабатывающей компании, у которой украли название сорта колбасы. Но предложение взыскать ущерб в суде ее руководители отвергли, проще, сказали, поменять этикетку…
Зачастую обнаруживаются и заурядные лже-владельцы интеллектуальной собственности. После концерта в одном из чебоксарских ДК организаторы получили претензию на 400 тыс. рублей якобы от авторов песен, использованных без их разрешения. Но как только они почувствовали, что за защиту организаторов взялись цепкие юристы, поспешили ретироваться.
История защиты «мозговых продуктов» в России начиналась еще в петровские времена, напомнил член Совета по вопросам интеллектуальной собственности при председателе Совета Федерации РФ, директор федерального института промышленной собственности О. Стрелков. И называлась интеллектуальная собственность тогда не иначе как «привилегия» – имелось в виду, со стороны государя.
И сейчас до тех пор, пока государство не обеспечит охрану такой собственности, трудно будет говорить о типе нашей экономики. «Если у нас в топке горят газ и нефть, она сырьевая, если в условно инновационном паровозе «заряжены» патенты, – высокотехнологичная», – резюмировал Олег Игоревич. Есть общефедеральное законодательство об охране интеллектуальной собственности. Но никто не запрещает в каждом регионе принимать свои инновационные законы.
На заседании приняты решения по укреплению защиты интеллектуальной собственности. В том числе предложения по внесению изменений в соответствующий федеральный закон. При этом М. Игнатьев сослался на рекомендацию Президента страны чаще решать подобные споры в административно-арбитражном порядке. Но в любом случае действия любителей «срубить денег по-легкому» должны жестко пресекаться.