Дед академика, родня генерала

Храм Христа Спасителя. 1867 год.В 2013 году в республике будет отмечаться 150-летие кораблестроителя, нашего земляка А. Крылова. А сегодня, когда в России вспоминают героев Отечественной войны 1812 года, уместно отдать дань памяти его деду Александру Алексеевичу Крылову (1785–1840).
Как пишет алатырский писатель, краевед Е. Краснов (ныне покойный) в своем литературно-историческом очерке «Бывают странные сближенья…» (журнал «Новый лик», 2000 г., №3-4), о дальних корнях дворянского рода Крыловых мало что известно. Род этот старый, но не древний, так как числится лишь в III части Родословной книги Симбирской губернии (в нее вносились фамилии, получившие дворянство по гражданским чинам и орденам). К симбирскому дворянству Александр Алексеевич Крылов приписался 9 ноября 1826 года, прослужив к тому времени восемь лет управляющим Губернской Удельной Конторой.
Службу дед кораблестроителя начал семнадцатилетним юношей в 1802 году младшим унтер-офицером морской артиллерии, достигнув вскоре чина констапеля. А в 1810 году он определен поручиком Павловского гренадерского полка.
Во время нашествия Наполеона павловцы героически дрались на Бородинском поле. Кроме орденов, что получили многие из них за бессмертный день Бородина, было дано им за кровавую битву и семь золотых шпаг с надписью «За храбрость». Одна из них – у штабс-капитана Александра Крылова, который в этот день, как записано в его формулярных списках, был «ранен в левую ногу выше колена навылет пулею с повреждением сухожильных частей».
Пройдет много лет, и в Москве, на Пречистенской набережной, вознесутся в поднебесье золотые купола храма Христа Спасителя – памятника величию русского народа и русского оружия, изгнавшего армию Наполеона с родной земли. Мысль воздвигнуть храм в честь Спасителя принадлежала исполняющему должность дежурного генерала штаба Русской армии Петру Андреевичу Кикину (1775–1834), уроженцу Алатыря.
Жизненные пути П.А. Кикина и А.А. Крылова пересекутся. Они породнятся, когда последний женится на Марии, дочери Елизаветы Ниловны Филатовой, приходившейся инициатору воздвижения храма-памятника двоюродной сестрой. В послании из Петербурга домой «бесценному, милому другу Машурочке» Александр Алексеевич сообщает, что в воскресенье, четвертого числа, обедает у Петра Андреевича. После же визита к Кикиным приписывает: «Меня поздравляла Мария Ардальоновна (супруга Петра Андреевича. – Прим. ред.), которую уведомляет княгиня, пишет, что нашей Маше Бог дал первую дочь, а мне шестую».
Имена обоих героев были увековечены в нижнем коридоре храма Спасителя, где во впадинах стен благодарные потомки поместили 177 мраморных плит, на которых «изложено в хронологическом порядке описание сражений, бывших в пределах России и вне нашего Отечества, в таком порядке: время и место сражения, главноначальствующие, перечень войск и орудий, принимавших участие в деле, имена убитых и, наконец, имена отличившихся, то есть получивших высшие награды». Имя штабс-капитана Александра Алексеевича Крылова тоже было высечено на плите этого уникального мемориального коридора.
В декабре 1931 года в Москве взорвали храм Спасителя. Долгое время здесь плескались воды плавательного бассейна, не без успеха смывая память запутавшегося в чужеродных идеях народа. Конечно, погибли и мраморные плиты со списками русских воинов, сумевших когда-то противостоять иноземному нашествию. Но исчезло, к счастью, не все. В музее нового храма Христа Спасителя хранится чудом уцелевшая после взрыва закладная доска и фрагменты мемориальных плит с именами героев…



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.