Сейчас не так часто берут пьесы специально на актеров. Но «Мамуре» – всегда отдельный случай. Главная героиня, неунывающая столетняя Селина Муре, должна всегда появляться под аплодисменты. Это такая сумма творческих достижений актрисы. Народная артистка Чувашии Антонина Баулина так и появилась. И после спектакля призналась зрителям, что такой роли у нее еще не было.
На премьере побывала Рита Кириллова.
Жан Сарман писал пьесу про то, что нужно жить долго, медленно и с удовольствием. Даже не в пику любителям ярких и коротких, как удар молнии, судеб, а просто с чисто французским вниманием к достоинствам земного бытования. Но есть одно но. Попытаться при этом не предать своего счастья, такая вот прелесть и сложность жизни. Хотя, конечно, удовольствия, как и собственно счастье, все понимают по-разному. Для матушки Муре, например, это любовь. А для ее многочисленного клана – власть и накопительство. Поэтому итог своей долгой жизни она хочет подвести не банально: разорвать порочный круг сложившихся в клане отношений, где даже о свадьбах договариваются как об очередной бизнес-сделке. Устроить своеобразный цирк, рискуя почти всем – репутацией, отношением близких, даже той жизнью, которой ее так щедро одарил Создатель. И здесь актрисе нужны не столько внешние усилия, и даже не сценический опыт, сколько внутренняя сила и собственная мудрость. Судя по тому, как бурно реагировали и принимали спектакль зрители, у старейшей актрисы Русского театра этого оказалось достаточно.
Режиссер Владимир Красотин изрядно оптимизировал эту многолюдную пьесу. И даже обошел искушение вывести на сцену выигрышных с точки зрения пущего эффекта циркачей. Ведь любовь всей жизни Мамуре цирк и его обитатели. Но и лаконичная сценография Владимира Шведова с ярмарочной каруселью и расписными кулисами с мотивами летающих людей и зверей Марка Шагала, и музыка Цирка дю Солей, словно родившаяся вместе с этим спектаклем, – все это создает необходимую атмосферу без лишней бахромы и позолоты. Даже комната Селины, где она почти недвижно сидит в своем кресле – будто арена, где все остальные всего лишь зрители ее жизни. В этой французской комедии много любви, но много и сарказма, печали и даже трагических красок. В Русском театре сумели заставить зал и хохотать и плакать одновременно.
Премьера стала и чествованием актрисы, собравшим ее многочисленных поклонников, коллег и собратьев по искусству. Специально на премьеру приехал экс-президент республики Николай Федоров, давний почитатель таланта Антонины Николаевны. Будто продолжением «Мамуре» стало выступление актеров Чувашской драмы, в том числе народной артистки СССР Веры Кузьминой. Две актрисы, общий сценический стаж которых составляет почти 130 лет, весело и с песнями рассказывали про актерский отдых в Сочи и ночные купания «по лунной дорожке», лишний раз подтверждая, что нет для актрис, вышедших на сцену, ни усталости, ни возраста. А грустные воспоминания послушно отступают в это время в закулисную тень.
Опубликовано: 18 апреля 2012 г.
Читайте также:
Цитата номера
Театры, музеи и библиотеки переходят в режим онлайн
Редкий вызов на «Поединок»: в Русском драматическом театре сыграли премьеру по Александру Куприну
Реконструкция Чувашской филармонии требует ускорения
Театр со своим национальным лицом
Чувашские артисты прочли Константина Иванова в новом формате
Нина Яковлева: актриса без амплуа
Творчество в дистанционном режиме