Надо дождаться сериала. Тяжело оценивать историю, сокращенную для показа в кино почти в три раза, и оттого имеющую логические нестыковки. Или это зрителям надо домыслить? Практика не новая, но странная: так выходили «Адмирал» и «Союз спасения». Из-за того, что у фильма больше шансов быть замеченным и заработать миллиард на билетах в кино, чем у сериалов, снятых для показа в интернете по подписке? А уж если фильм понравится, то зрители точно будут ждать сериал? Разбирая по косточкам «Любовь Советского Союза», приходится держать в уме, что еще выйдет ее восьмисерийная версия.
Режиссеры — Никита Высоцкий, Илья Лебедев,
продолжительность — 2 часа 30 минут,
места съемок: Москва, Санкт-Петербург, Карелия, Узбекистан
Логика страдает
Пройдем по эпизодам. Вот, к примеру, главная героиня актриса Галина Коврова выходит замуж за драматурга Кирилла Туманова. Без любви — по благословению Сталина, ему-то, в отличие от Туманова, не откажешь! Галину тяготит этот брак, она мыслями с погибшим первым мужем-летчиком, Героем Советского Союза. При этом, провожая второго супруга на фронт, говорит ему, что любит. Может, был момент, когда она по-новому оценила Кирилла, залюбовалась, загордилась им? Но нам эту сцену не показали. Страх второй раз остаться вдовой ощущается, внезапно вспыхнувшая любовь — нет. А фильм вообще-то о том, как любовь помогала людям выживать в самых тяжелых обстоятельствах.
Может, разгадку этой сцены нужно искать в стихах Константина Симонова?
За то, что ты правдивою была,
Любить мне не давала обещанья
И в первый раз, что любишь, — солгала
В последний час солдатского прощанья.
Но все фамилии изменены, и зрители вроде бы не должны догадаться, судьба какой актрисы и какого драматурга легла в основу сценария.
Вот еще один эпизод — по дороге из Ташкента в Москву героиня внезапно падает, и дальше множество людей начинают ее спасать. Потом выясняется — тиф. Для зрителя эта трудность на пути к мужу как будто соткалась из воздуха. Опять-таки, если бы нам показали больных людей в поезде, мы понимали бы — есть риск заразиться. А так про тиф даже не думаешь. К внезапным поворотам сюжета зрителя все равно надо готовить, чтобы создавалось напряжение.
Такой же нелепой неожиданностью в начале фильма был арест Евграфова, любовника мамы, и обвинение Галины на комсомольском собрании, что и у нее тоже могли быть близкие отношения с «врагом народа». Вы что, серьезно? У нас Советский Союз или Содом и Гоморра? Увольте из театра по-тихому, к чему эти разбирательства при всем коллективе? Чтобы у Коврова была возможность театрально зайти в зал с букетом и спасти репутацию Галины?
Идем дальше. Галина возвращается домой из госпиталя, где лежала с тифом, и чуть ли не на следующий день к ней в гости приезжает генерал Константин Павловский, который тоже там лечился. А познакомились они вообще год назад на передовой, где Коврова выступала с концертом. Мы понимаем, как человек интеллигентный и вообще джентльмен Павловский ни за что не приехал бы домой к замужней женщине, если бы видел ее второй раз в жизни. Значит, они общались в госпитале, и Галина с ним явно кокетничала, подавая призрачную, но надежду. Этих сцен в фильме нет. И логика страдает.
Лучше бы вырезали начальные кадры из детства героини, и вместо них добавили моменты, необходимые для понимания ключевых эпизодов. Два с половиной часа — хронометраж, предельно допустимый для кинопроката, поэтому есть ощущение жестко порезанной на монтажном столе истории, в которой теряется не только логика, но иногда и герои. Полфильма гадаешь, куда делась мама Гали Клавдия Михайловна в исполнении Алены Бабенко, уже не чаешь ее снова увидеть, как почти в финале она вдруг появляется из ниоткуда. Так же исчезают подруга Гали и влюбленный в нее Корецкий.
Есть сцены, настолько нелепые в своей нереальности, что даже жесткий хронометраж тут ни при чем. Пилот Корецкий прямо во время спектакля узнает, что погиб его друг Анатолий Ковров — первый муж Галины. По идее он должен проявить военную выдержку, но какое там! Корецкий тут же бежит за кулисы, чтобы сообщить эту трагическую новость. Допустим, он прорвался, но в театре сделали бы все, чтобы Галина об этом не узнала до самого занавеса. Ладно, допустим, она узнала. Но гений актрисы тогда бы заключался в том, что она осталась на сцене и дала такой нерв, сыграла бы так, как никогда в жизни не играла. А что показали нам? Сорванный спектакль. И никакого разбирательства после не было.
«Воспитанная на советских фильмах, я до сих пор жду от кино какой-то большой идеи, — рассказала после просмотра корреспондент и ведущая ГТРК «Чувашия» Надежда Давыдова. — Мне вообще не понравилось, как была показана война. Она выставлена с такой стороны, как будто, наоборот, фильм направлен против нашей страны. Расстрел дезертиров. Страшный командир, который напился и ворвался к Галине. Наверняка такие эпизоды на войне были, но опять же молодежь посмотрит и будет думать, что их было больше, чем героических моментов. А героизм не показан. Любви к родине вообще не увидела. Точно не буду смотреть второй раз, это не тот фильм, который вызывает желание пересматривать».
Проблема выбора
Вызывает вопросы и каст сериала. Если нам говорят, что Галина Коврова была любовью и мечтой всего Советского Союза, то это должна быть женщина другого типажа — из тех, что действительно нравятся абсолютно всем. И самое главное — она должна быть теплой, недосягаемой, как радуга, но в тоже время близкой и родной. Той, что идут не только шляпки, но и каски с косынками. Ангелина Стречина, на мой взгляд, актриса холодная, и она такая во всех фильмах. «Злую, ветреную, колючую», как писал Константин Симонов о Валентине Серовой, у Стречиной воплотить получилось, а женщину исключительной притягательности (манкости, как тогда говорили) — нет. В фильме попытались это обыграть:
— Ты ее стихами не возьмешь, не та женщина, — говорит Туманову его друг, фотокорреспондент Могилевский.
— Она та женщина, я не тот поэт.
— Галина, как спичка, обжечь может, согреть — нет.
— По-твоему, мне нужна женщина-керогаз?
Коврова здесь просто какая-то вертихвостка, которая не очень-то и меняется по ходу сюжета. Мы не видим трансформацию героини. Жизнь ее как-то не учит. Возможно, сыграй главную роль более глубокая по своему характеру Ангелина Поплавская, она здесь подруга Таисия, фильм был бы другим.
«Ради чего она бежала из Ташкента, мне непонятно. «Я не буду сниматься, я поеду к нему»… А может Кирилл уже не в Москве? — рассуждает Надежда Давыдова. — Странная история, странная женщина. Хотя была озвучена интересная мысль: «Самое сложное в этой жизни выбирать то, что тебе хочется». Возможно, она действительно шла по этому пути — выбирала всегда себя».
Игорю Петренко, сыгравшему генерала Павловского, режиссеры не дают снять советскую гимнастерку. За год это уже четвертый фильм с его участием в роли военного: «Адмирал Кузнецов», «Блиндаж», «Истребители. Битва за Крым», «Любовь Советского Союза». А впереди еще сериал «СМЕРШ. 1944». Видимо, во всем российском кинематографе только Петренко может воплотить на экране интеллигентных, глубоко порядочных офицеров, способных отойти в сторону, увидев любимую женщину в объятиях другого.
Прекрасный «сталинский сокол», Герой Советского Союза Анатолий Ковров (Кирилл Кузнецов) как будто чувствует, что ему отмерена короткая жизнь, и везет Галину в ЗАГС на второй день знакомства. Он так стремительно пролетает по сюжету, что даже не успеваешь поверить в их внезапно вспыхнувшую любовь. А Роману Васильеву, приглашенному на роль Кирилла Туманова, как будто не хватает мужской харизмы — той, что можно почувствовать в стихах и пьесах Симонова:
Чтобы был тропою около,
А не мостовою хоженой,
Чтоб могла держать, как сокола,
Лишь на рукавице кожаной.
В фильме же Туманов романтический юноша. Впрочем, наверное, надо делать скидку на возраст: в момент знакомства с Ковровой ему всего 24.
Вообще Константин Симонов (28 ноября исполнится 109 лет со дня его рождения) точно заслуживает того, чтобы про него сняли отдельное кино, а не рассматривали только через призму любви к Валентине Серовой. Тем более еще живы дети, которые могли бы помочь в создании сценария. Алексея Кирилловича Симонова в Чувашии, кстати, хорошо знают, он не раз приезжал в Чебоксары.
Хотя и Алексей Кириллович, и его единокровная сестра от брака с Серовой Мария Кирилловна 20 лет назад уже пытались внести изменения в сценарий сериала Юрия Кары «Звезда эпохи». Все закончилось тем, что режиссер дал героям другие фамилии и полностью вырезал все сцены, где Александр Домогаров, сыгравший поэта, читает стихи Симонова, поэтому даже странно, что в новом фильме звучит «Жди меня». И, слава богу, что звучит, потому что это одна из самых пронзительных сцен в картине. Как будто настоящая жизнь прорвалась в театральную постановку! Вообще после фильма хочется перечитать любовную лирику Симонова.
Но вернемся к кастингу. И в «Звезде эпохи», и в «Любови Советского Союза» Сталин предстает каким-то добрым дедом, раздающим подарки. 20 лет назад его сыграл Джигарханян, сейчас Устюгов в пластическом гриме. Когда уже кинематографисты оставят в покое и эту фигуру, и эту эпоху? Вы помните фильмы, снятые в последние годы, где Сталин действительно получился бы правдоподобным? Или режиссеры сейчас соревнуются, кто представит вождя в наиболее непривычном образе?
«Любовь Советского Союза» — это возможность снова увидеть Романа Мадянова. Начальник Главного управления театрами Кононыхин — одна из последних его работ в кино. Роль эпизодическая, но герой запоминается: у Мадянова он живой человек, а не функция. И, к счастью, не влюблен в главную героиню.
Впрочем, есть в фильме что-то цепляющее, что к нему невольно возвращаешься мыслями и через несколько дней после просмотра. Сказка, основанная на реальных событиях, так охарактеризовал кино один из его создателей Никита Высоцкий. Сказка для девочек, потому что мужские образы здесь все-таки гораздо удачнее женских. И уж если слово «любовь» вынесено в название фильма, то было бы здорово — хотя бы в грядущем сериале — увидеть эти проявления любви всего Советского Союза, а не только Коврова, Туманова и Павловского.