«Мы верили в светлое будущее, любили Родину»

Ветеран труда, труженица тыла 94-летняя Тамара Ивановна Логинова — одна из тех, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Представители этого поколения перенесли лишения и серьезные испытания, но, несмотря ни на что, выстояли, не сломались и смогли осуществить свои мечты.

Тяжелые времена для семьи Тамары Ивановны начались еще в период коллективизации, в 1930-е годы, и эта история достойна эпического полотна наподобие романов «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». В рамках газетной статьи трудно создать настоящую сагу, получится лишь передать некоторые факты и общие черты времени.

На переломе эпох

Отец Тамары Ивановны, Иван Алексеевич Кудрявцев — уроженец села Икково (сейчас это Чебоксарский муниципальный округ). На его долю выпало участие в трех войнах (Первая мировая, Гражданская и Великая Отечественная), революция, становление нового строя. Эпохальные события 1917 года он застал в Петрограде, где служил в одном из гвардейских полков. Крестьянский парень из чувашской глубинки перешел на сторону революционеров.

Вернулся в родное село красноармеец уже в 1921 году, получив ранение в боях с Колчаком, и стал налаживать мирную, семейную жизнь. В жены Иван Кудрявцев взял уроженку деревни Синьял-Покровское Зою Ефремову. У пары родилось восемь детей (двое умерли в младенчестве). Героиня нашей заметки, Тамара Ивановна, появилась на свет в сентябре 1930 года и была четвертым ребенком. Когда в селе организовали колхоз, ее дедушка Алексей Павлович добровольно передал туда свою мельницу. А через некоторое время родители Тамары Ивановны были вынуждены освободить свой недавно выстроенный дом. Колхоз здесь открыл детский сад, а потом здание перешло школе. Младшему брату Тамары Ивановны даже довелось поучиться в родном доме в 1940-е годы.

Родители подались в Чебоксары. Супруги не боялись никакой тяжелой работы. Пока они были в городе, за детьми в Икково присматривала старенькая бабушка. В поисках лучшей доли Кудрявцевы даже выехали всей семьей в Пермский край, но и там было тяжело и с жильем, и с работой. В июне 1941 года решили вернуться в родные места. Приехали в Чебоксары 21 числа, остановились у старшей сестры Тамары Ивановны, Ольги, которая к этому времени работала медсестрой и жила в комнате, выделенной ей больницей.

— На следующий день меня отправили за водой. Тогда я и услышала доносившееся с Красной площади сообщение по радио о начале войны. Я заплакала. Мне уже было почти 11 лет. Я читала статьи в газетах про Сталина и Гитлера, слышала разговоры взрослых — все переживали, что может начаться война… Отца и мать позвали в Икково — нужно было помочь колхозу. С ними отправились на работу в село и мои старшие братья Аркадий и Леонид, — вспоминает собеседница «СЧ».

В магазин… за запахом хлеба

В феврале 1942 года Ивана Алексеевича призвали на фронт. Через несколько месяцев пошел служить и его старший сын Аркадий, только что окончивший школу. Учебный год 1941-1942 гг. Тамара Ивановна провела в Чебоксарах.

— В то время в городе было пять школ, — рассказывает ветеран труда. — Сначала я училась во второй, имени Максима Горького, но потом здание отдали под госпиталь, и всех учеников определили в школу № 1, где занятия велись в три смены. В расписании было по три урока в день, чтобы дети до темна могли уйти домой. Путь до школы — не близкий. Первая военная зима выдалась очень холодной. И однажды по дороге домой я отморозила коленки — плакала от боли горькими слезами.

На Красной площади тогда были магазины, до революции принадлежавшие купцу Ефремову: в одном из них, напротив почты, продавался хлеб по карточкам. Помню многочасовые очереди, в которых я сама стояла много раз. В Чебоксарах можно было купить и «коммерческий» хлеб, без талонов. В магазине, где он продавался, очень вкусно пахло! Я специально ходила туда, чтобы почувствовать этот аромат.

Помню призывников, которые шли строем по городу и пели песню «Если завтра война, если завтра в поход…», колонны эвакуированных из Москвы и Харькова. Во время первой воздушной тревоги мы с ребятами по темным улицам возвращались из школы и прятались в подъездах домов. Чебоксары находились на военном положении: заклеивали стекла на окнах крест-накрест, плотно их зашторивали, не включали электричество. Были вши, чесотка, что не удивительно, ведь плотность населения резко увеличилась…

Наравне со взрослыми

— В период жизни нашей семьи в Икково во время войны нам выделили старенькую избушку со сломанной печкой, мама сама ее отремонтировала, — продолжает Тамара Ивановна. — Топили соломой, которой снабжал колхоз. Дети учились в школе и работали наравне со взрослыми. Мой брат Леонид, старше меня всего на пару лет, был кузнецом. Маленький, худенький подросток, откуда только силы брал для такой тяжелой, мужской работы! А я, например, в шестом классе уже вовсю косила. И с младшим братом Колей мы пасли коней по ночам. Это, конечно, был не настоящий табун (во время войны из колхозов лучших лошадей забрали в армию), а всего несколько тощих животных, но и такая рабочая сила служила большим подспорьем крестьянам в те тяжелые времена… Помню, что однажды ночью ударили морозы, и земля замерзла, а картофель еще не успели выкопать. Так женщины ломами долбили закаменевшую землю, дети доставали клубни.

Муку не видели, пекли хлеб из картошки. На вид получался красивый, белый хлеб, но на вкус — кислая картошка. Когда добавляли муку из лебеды, получался черный хлеб. Могли добавить и измельченные листья конского щавеля. Конечно, недоедали. Моя младшая сестренка, родившаяся в 1938 году, например, даже болела рахитом из-за этого. Но мы не воображали — что было, то и ели…

Однажды, много лет спустя, одноклассница, вспоминая жизнь в Икково во время войны, сказала мне: «Как вы были бедно одеты!» Я искренне удивилась: «А я этого и не помню!» Я старалась хорошо учиться, помогать маме и колхозу — вот мои главные девичьи заботы в те годы.

О Дне Победы Тамара Ивановна узнала от директора школы — он собрал всех учеников, объявил о капитуляции гитлеровских войск. Потом ребятам раздали пионерские флаги, и они, счастливые и гордые, пошли по улицам села.

Ивана Алексеевича демобилизовали из армии 26 июня 1945 года. С боями он дошел от Ржева до Берлина, служил в артиллерийском полку, в расчете гаубичной противотанковой батареи. Дважды был ранен и контужен.

— Мы с братом Колей возили навоз на колхозное поле, когда узнали, что наш отец в Кугесях. И тут же помчались на телеге его встречать, — рассказывает Тамара Ивановна. — У отца был мешок, а там — шинель и ящик из-под снаряда с шоколадными плитками. Он тогда сказал нам по-чувашски: «Дети, я ничего чужого не взял. Нам чужие слезы не нужны. Шоколад я купил на свою солдатскую зарплату». Мне отец привез юбочку и кофточку, правда, все эти вещи оказались малы — он не представлял, как я выросла за эти годы. Обновки достались младшей сестренке…

Дом на Нагорной

Поскольку в Икково у Кудрявцевых не было нормального жилья, им пришлось перебраться в Чебоксары. Тем более Ивана Алексеевича как высококлассного механика пригласили работать на мельницу, в деревню Набережную (сейчас улица Волжская в Калининском районе столицы республики). В конце концов семья обосновалась на улице Нагорной. Именно здесь Иван Алексеевич смог осуществить свою давнюю мечту — вместе с сыном Аркадием построил дом. Землю и строительный материал им выделили как участникам Великой Отечественной войны. Аркадий служил на втором Прибалтийском фронте, в воздушно-десантной бригаде. Под Ригой получил тяжелое ранение, несколько месяцев лежал в госпитале, потом был демобилизован.

— Я окончила пединститут и всю жизнь проработала преподавателем, — продолжает свой рассказ ветеран труда. — С мужем, военным, исколесили полстраны. Последнее место моей работы — школа № 27 в Чебоксарах. Кстати, в нашей большой семье Кудрявцевых-Ефремовых — 38 педагогов, настоящая трудовая династия… От мамы, уже став взрослыми, мы слышали не раз: «Спасибо советской власти! Если бы не советская власть, я бы вас не выучила…» Все дети в нашей семье всегда думали о том, как не подвести родителей, получить образование, встать на ноги. Была дисциплина, никто не ныл и не роптал на жизнь. Отец наш был революционером и воспитал нас в таком духе — мы верили в светлое будущее, любили Родину.

Кстати

Село Икково знаменито тем, что здесь в 1861 году появилась одна из первых школ на территории Чувашии. А в конце ХIХ века благодаря усилиям просветителя И.Я. Яковлева было построено новое здание учебного заведения. В 2021 году его включили в список объектов культурного наследия. Школа в Икково известна также своими выпускниками. Здесь в разные годы учились будущий поэт Н.В. Шубоссинни, композитор, поэт и драматург Ф.П. Павлов, революционер И.Г. Кадыков, доктор юридических наук В.Н. Малюткин.

Опубликовано: 13 ноября 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.