«Анора» — новая Золушка для поколения зумеров

Американский фильм с четырьмя российскими звездами и двумя армянскими актерами. Молодой режиссер, который работает в формате инди-кино, то есть снимает сам, а не по заказу крупных студий. Сюжет, где сын российского олигарха берет в жены танцовщицу из бруклинского стрип-клуба. Двадцать четыре сексуальных сцены. Возраст 18+. Загадочное название «Анора». И, наконец, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля — 2024.

Режиссер — Шон Бейкер,
продолжительность — 2 часа 19 минут,
место съемок: Нью-Йорк

Всего этого достаточно, чтобы вызвать по меньшей мере любопытство зрителей, но на сеансах «Аноры» в чебоксарских кинотеатрах почти никого нет. В соседнем зале одновременно начинается еще одна громкая премьера октября «Руки вверх!», и все, кто ждал в фойе, устремляются туда. На «Анору» куплено лишь два билета. Понятно, что у фильма про судьбу Сергея Жукова была большая рекламная кампания, но «Анора» наделала столько шуму в Каннах, и это в период отрицания всего русского, что о ней заговорил весь мир. И стало понятно: Россия, хоть и с купюрами, но все равно возьмет фильм в прокат. А Марк Эйдельштейн и Юра Борисов сделали шаг к мировой славе.

Роль в своем новом фильме Шон Бейкер предложил Юре Борисову еще до написания сценария, после того, как увидел русского актера на Каннском фестивале в фильме «Купе номер 6». Фото kino-teatr.ru

Режиссер Шон Бейкер сам пишет сценарии, сам монтирует и уже давно погружен в жизнь американских мигрантов, успешных и не очень. В его картинах всегда есть герои-маргиналы, оказавшиеся на обочине жизни. Многие свои фильмы Бейкер снимает в жанре «докуфикшн», оттого возникает ощущение, что мы словно подглядываем за героями в их обычной жизни. Как будто это не кино, а телешоу в духе «Дома–2». У картины нет композитора и нет музыки. Есть только та, что включают персонажи в кадре, а за кадром режиссер обходится без музыкальной подложки — только звуки города или тишина, которой Бейкер абсолютно не боится, потому и не стремится заполнить все пространство фильма звуками. И это тоже создает эффект невыдуманной истории.

Цена согласия Эни

Анора Михеева — так зовут главную героиню, у которой корни из бывшего СССР, но в Америке она всем представляется Эни. Обычная девчонка: приветливая, услужливая, улыбчивая, у нее одна задача — вытянуть из клиентов побольше денег. Не дура, но и не сказать, что умная. Не красавица, но и не отталкивает. Поначалу в ее образе очень много этих «не». Очень привлекательная в клубе и совершенно невзрачная в куртке и шапке, когда утром возвращается домой. И просто ошеломительная в соболиной шубе во второй части фильма, где в полный рост встанет ее чувство собственного достоинства и самоуважения. Кто бы мог подумать, что оно такое огромное у девушки, которая каждый вечер вертит попой перед незнакомыми мужчинами.

В простом пиджаке поверх свитера, с щетиной Алексей Серебряков выглядит больше инженером, чем олигархом, и стиль одежды выдает и его характер, и то, кто на самом деле распоряжается деньгами семьи. Фото irecommend.ru

Вообще, чтобы острее воспринимать сюжет, лучше не смотреть трейлеры. Их почему-то монтируют как краткий пересказ фильма, и ты заранее знаешь, что произойдет. Здесь история начинается как в «Красотке» с Джулией Робертс (более того, в «Аноре» герои даже женятся), но потом все выходит к суровой правде жизни — той, что убрали из сценария этого суперпопулярного в 90-е годы фильма. В первоначальном варианте герой Ричарда Гира высаживал Вивьен на трассе, бросал ей три тысячи долларов, на которые они условились, и каждый возвращался к привычному образу жизни.

Здесь Эни предлагают 10 тысяч долларов за то, чтобы она исчезла из жизни Вани Захарова, сына русского миллиардера. Причем до этого такую же сумму ей предложил сам Иван, чтобы она провела с ним неделю в Вегасе. И Эни понимает: именно столько она стоит на самом деле, это ее максимальная цена, но тем не менее вступает в эту отчаянную игру, чтобы сохранить свой статус члена семьи Захаровых. Будет момент, когда она заявит, что через суд попробует отсудить причитающуюся ей половину Ваниного богатства. Хотя двое братьев-армян (Карен Карагулян и Ваче Товмасян) — «крепостные отца», как называет их Иван, до этого уже объяснили Эни, что за душой у ее мужа ничего нет, все принадлежит Николаю Захарову. Впрочем, она же и так все это знала, когда выспрашивала его, как он заработал денег на трех-этажный особняк с панорамными окнами на Ист-Ривер. Но все равно решила, что сорвала джекпот, что достойна роскошной и беззаботной жизни за чужой счет. А уж русскую поговорку про сани, в которые не стоит садиться, наверное, никогда и не слышала.

Для Марка Эдельштейна получилась роль на преодоление: он рассказывал в интервью, что стеснялся и своего английского, и своего тела, и особенно постельных сцен с Майки Мэдисон. фото media.2×2.tv.ru

У итальянского писателя Чезаре Павезе есть прекрасная фраза: «Женщина никогда не выходит замуж из-за денег. Любой из них хватает ума, прежде чем выйти за миллионера, влюбиться в него». Эни тоже будет кричать, что любит Ваню, но эта история не про любовь.

По крайней мере не про ту, что способна победить любые трудности. Она про два характера. Каким сопляком перед угрозой приезда родителей становится Иван, казавшийся Эни хозяином жизни, и как смело ведет себя она — девчонка, которую в семье Захаровых считают проституткой. Комичные братья, приглядывающие в Нью-Йорке за Иваном, могли оказаться не такими интеллигентными и просто убить ее: нет человека — нет проблемы. И никто бы ее даже не хватился, но Эни вообще не испытывает страха за свою жизнь. Даже удивительно, как она вцепилась в то, что ей не принадлежит. В какой-то момент они с Ваней уравниваются в цене, а вот дальше его цена начинает падать, а ее — расти.

Майки Мэдисон, исполнительница роли Эни, безусловно переиграла всех мужчин в кадре. Диапазон актерских красок у нее широчайший, она даже меняется лицом, становясь то красивой, то страшной, то похожей на японскую гейшу, то на рыночную торговку из Средней Азии. Сцена, где она дерется с армянскими воспитателями ее мужа, разнося хрустальный интерьер особняка, пожалуй, лучшая в фильме. Лишь чуть-чуть уступает по накалу эпизод в мэрии Вегаса, где Эни кричит на Галину Захарову. А с той, похоже, никто таким тоном не смел разговаривать последние лет 30. Но жена миллиардера даже представить себе не может, насколько Эни нечего терять.

Русский характер в американском кино

Мы уже привыкли к тем трогательным образам мальчишек, которые в российском кино создал Марк Эйдельштейн, но здесь актер раскрывается совсем с другой стороны, такой роли в его фильмографии еще не было. «Ваня, да будь же ты мужиком!» — кричит Эни, прозревая, наконец, за какое ничтожество вышла замуж. Но опять-таки благодаря игре Марка и к Ивану проникаешься симпатией. Он женится на гражданке США, чтобы иметь возможность остаться здесь на законных основаниях и не возвращаться в Россию, хотя обещал отцу, «что будет работать в его дурацкой компании». Родителей (Алексей Серебряков и Дарья Екамасова) Иван называет «утупками», и какие они на самом деле — одна из интриг фильма. Мы не знаем, на чем сделал состояние Николай Захаров, а про мать известно, что эта женщина, которую никогда не видели в слезах, расплакалась, когда узнала из московских газет, на ком женился ее сын. Так что «Анора» еще и очередной фильм из цикла «отцы и дети».

Пожалуй, самого комичного героя сыграл Ваче Товмасян: мало того, что Эни сломала ему нос, так он еще и получил сотрясение мозга, и от природной брутальности актера в фильме ничего не осталось. фото media.2×2.tv.ru

Есть в картине другой русский парень — Игорь (Юра Борисов), которого в качестве силовой поддержки в особняк к Ивану берет с собой герой Ваче Товмасяна. Игорь почти все время молчит (там текста по роли, наверное, на страницу), но что он за человек, становится понятно по глазам. В них сначала появляется сочувствие, потом уважение, а под конец уже интерес и восхищение Эни. Именно благодаря Игорю она вырастает и в глазах зрителей, мы начинаем оценивать ее так же, как он. Наверное, Игорь, несмотря на сомнительный род его занятий и вид гопника, единственный положительный персонаж в этой истории. А Борисов, играя почти без слов, вновь подтвердил свой профессиональный уровень. О нем уже говорят как о будущей мега-звезде российского кинематографа. Главное, что благодаря его герою русские не кажутся монстрами, какими любят нас изображать в американском кино. Хотя и Анора с ее узбекскими корнями, и армяне для иностранцев тоже русские.

В России фильму сделали другую афишу: Анора в объятиях Ивана. Это понятно: нужно было подчеркнуть участие Эдельштейна. Но в Каннах был другой постер — Эни, танцующая в одиночестве, но при этом абсолютно счастливая и самодостаточная. И этот изначальный вариант, конечно, лучше отражает режиссерский замысел. В сети «Анору» уже начали называть новой «Красоткой». Видимо, у каждого поколения зрителей должна быть своя история про Золушку.

Опубликовано: 23 октября 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.