Молодые художники готовят новые арт-объекты к 555-летию Чебоксар

«Хочется сделать город красивее и ярче…»

Не так давно возле монумента Матери в столице Чувашии появились три большие белоснежные фигуры. Чебоксарцы стали гадать, что за статуи готовит город? На днях возле скульптур поставили строительные леса, а затем появились художники. По их первым наброскам стало понятно – компанию «Анне Пирӗшти» составят матрешки.

Как рассказали в администрации Чебоксар, инициатива установить новые арт-объекты  и расписать их исходила от молодых художников города. Мэрия идею одобрила и поддержала. Дизайнер Яна Иванова разработала эскизы красавиц, предложив украсить их наряды по мотивам чувашских легенд и русских народных сказок.  Были  закуплены краски и лаки. А скоро из Ленинградской области привезли и пятиметровые объемные фигуры. Поднимали конструкции с помощью автовышки, а устанавливать их помогали около десяти человек. Как только наладилась погода, за дело взялись оформители. За творческим процессом наблюдали и наши корреспонденты…

Росписью матрешек занимаются художники  Ксения Кокель и Василий Чапай. Кстати, их совместные работы с образами Нарспи чебоксарцы уже видели на Московской набережной и у торгового центра «Каскад».

«Возле монумента Матери так здорово поют птицы, что наушники можно и не включать. К тому же музыка или аудиокниги порой мешают сосредоточиться на работе», – призналась Ксения Кокель, нанося на контуры будущей чувашской красавицы краску из баллончика. Всего на роспись трех матрешек заготовлено 78  таких банок, сообщила она. Поскольку объекты довольно крупные, работа идет пока только аэрозольными красками. А вот когда художники приступят к прорисовке деталей, пригодятся и кисточки.

«Рисовать аэрозолями лучше в респираторе, чтобы защитить свое здоровье, и нужно стараться избегать соприкосновения с кожей», – заметила художница. Правда, в этот раз она забыла маску, поэтому спокойно общалась с журналистами. 

В сфере уличного искусства представительница династии именитых художников Чувашии работает уже 14 лет. Она закончила Чебоксарское художественное училище, затем худграф  ЧГПУ имени И.Я. Яковлева, где училась у лучшего, по ее мнению, наставника Валерия Александровича Чеботкина. Пишет Ксения и картины,  но к «стрит-арту» у нее особенное отношение.

«Еще со времен учебы в художественном училище мне нравилось рисовать граффити на заброшках, под мостами. Постепенно увлечение переросло  во что-то большее, мы начали ездить на фестивали уличного искусства, а потом и сами стали в них участвовать. Наши работы есть в Ярославле, Вологде, Владимире, Угличе… Одна из самых больших картин – на стене семиэтажного дома в Ростове-на-Дону», – рассказала  художница. 

Говоря «мы», Ксения имела в виду себя и своего творческого партнера Дмитрия Егорова. В сообществе молодых художников его больше знают по яркому псевдониму – Василий Чапай.

«У вас, как и у Ксении, в роду знаменитости?» – отвлекли мы расспросами оформителя от работы над созданием образа матрешки в русском стиле.

«Все возможно…», – с загадочной улыбкой ответил молодой человек, сняв защитную маску – к «экипировке» Дмитрий подошел более ответственно, чем его напарница.

Как и Ксения, он безумно любит свою Чувашию, ну а Чапаев – Димин кумир с детства. Когда участвует в фестивалях в других регионах, то непременно рассказывает художникам о своей республике и зовет их в гости. Услышав «Чапай», люди сразу начинают интересоваться, вспоминают о народном герое. Вот тут  Егоров и начинает рассказывать о том, откуда родом легендарный начдив, какой современной и благоустроенной стала его малая родина сейчас. Так и «заманивает» приехать в Чебоксары.       

«У нас и, правда, замечательная столица, – согласна с партнером Ксения. – Но хочется сделать ее еще красивее, ярче, колоритнее, интереснее с помощью разных арт-объектов, живописных картин на серых стенах зданий, пусть даже небольших будок. И сделать это профессионально, чтобы людям действительно нравилось». 

Работать с объемными конструкциями паре еще не приходилось, оттого новый проект кажется им еще более увлекательным. Ведь в основном они писали на стенах. Лишь в прошлом году Дмитрий ко Дню города Чебоксары наносил граффити на троллейбус,  но по сути это та же ровная поверхность. У матрешки же есть свои изгибы и выпуклости, в том и сложность.  А вот за то, что придется работать на высоте, художники не переживают – после ростовского мурала им уже ничего не страшно.

«Эскиз для нас – это ориентир, в каком направлении двигаться. И, конечно, в процессе мы будем вносить свои фишки, добавлять объем, наделять «душой» наших красавиц», – рассказала о нюансах Ксения. После того, как рисунки будут нанесены, поверхность матрешек, по ее словам, покроют защитным лаком, чтобы краска держалась дольше, не трескалась и не выцветала. Такое покрытие вполне может выдержать пятилетний срок. Главное, чтобы недобросовестным  гражданам не захотелось внести свою «лепту» в виде какой-нибудь надписи. 

Фото Валерия Панфилова

«Свои объекты мы не бросаем, если что, конечно, подправим и подкрасим. Но в любом случае успокаивает, что все объекты под наблюдением камер»,  – подметил Егоров.

Если погода позволит, художники планируют завершить работы к 1 июня, а нет – продолжат рисовать дальше. Пообещали, что обязательно доведут свое дело до конца, и у столицы ко дню рождения появится новое место притяжения, где можно будет фотографироваться и проводить праздничные мероприятия.

К СЛОВУ

Когда улица – галерея

К сожалению, молодым художникам Ксении Кокель и Василию Чапаю пока не пришлось рисовать крупные муралы в Чебоксарах. Немного с грустью они отметили, что в других городах местные художники с гордостью показывают им свои уличные работы. «Идешь по городу,  словно по галерее», – рассказывали они и добавляли, что неплохо было бы и в столице Чувашии проводить фестивали уличного искусства: они и горожанам понравятся, и туристов привлекут.

«С удовольствием расписывала бы фасады в родной столице. Хочется изобразить что-то в духе наших исконных традиций, использовать мифологию, самобытную культуру», – поделилась мечтой Ксения. Украшать любимый город готов и ее партнер.  «Уличное искусство – это возможность показать свое мастерство большинству людей, – сказал Чапай. – Ты работаешь и уже ощущаешь отдачу: люди подходят, делятся мнениями, эмоциями, это вдохновляет».

Опубликовано: 17 мая 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.