И словом, и делом поддержит семья

Великая Отечественная война разрушительной волной прошлась по миллионам судеб, заглянула в каждый дом. Но в вынужденной разлуке узы любви и поддержки, связывающие родных, стали только сильнее. Более того: перед смертельной опасностью вся страна сплотилась так крепко, что ее жители оказались близкими по духу людьми. Не сдаваться, не опускать руки, помогать друг другу, справляться с напастью вместе — наши традиции идут из семьи и проверены целыми эпохами.

Самолеты, танки — взрослым сыновьям

 

С самого начала войны Чувашия активно подключилась к всесторонней поддержке фронта. К примеру, люди собирали средства на военную технику. Здесь и бронепоезд «Комсомол Чувашии», и эскадрилья боевых самолетов «Комсомолец Чувашии», и танковая колонна «Колхозник Чувашии»… А младший лейтенант Степан Михайлович Дубровин летал и бил врага на самолете, который подарил ему отец.

Об этом сообщала заметка спецкора в газете «Красная Чувашия» от 6 марта 1943 года: «Город Н. <…> Сюда приехал председатель колхоза «Красный пахарь» Порецкого района Михаил Владимирович Дубровин для вручения купленного им боевого самолета своему сыну Степану, младшему лейтенанту. На широком аэродроме собрались представители воинских частей и трудящихся города. Яркие лозунги говорят о нерушимом единстве фронта и тыла. Гремит музыка. <…> Глядя на рядом стоящего статного сына, отец взволнованно говорит: «Дарю тебе, дорогой мой сын, боевой самолет, на который я внес 100000 рублей из личных моих сбережений. Исполнилось мое желание. И вот я здесь и сам вручаю тебе грозную для врага машину. На собственном самолете громи немецких захватчиков, не жалея своей крови и жизни».

Танкист Андрей Ширманов воевал на танке «Т-34», купленном родителями. На нем так и было написано: «В подарок сыну». Мария Филипповна и Илья Андреевич Ширмановы работали в колхозе имени Максима Горького Анастасовского сельсовета Порецкого района и именно так решили распорядиться своими трудовыми сбережениями. На вручении боевого подарка, помимо командира орудия Андрея Ширманова, присутствовал весь экипаж: командир танка лейтенант Константин Барский, механик-водитель сержант Дмитрий Грицко, радист-комсомолец старший сержант Ковалев.

Это было 26 июня, а 11 августа 1943 года в «Красной Чувашии» появилась корреспонденция капитана В. Молокова о фронтовых дорогах этой боевой машины (он писал в перерыве между боями): «…уже в июле экипаж «Т-34» участвовал в боях на Орловском направлении. Танкисты честно выполнили клятву, которую дали родителям Ширманова». Вот лишь один героический эпизод: «…группа танкистов во главе с машиной лейтенанта Барского получила задание зайти в тыл врага, дезорганизовать подброску резервов противника. Танки <…> вышли к железнодорожной магистрали. <…> Танкисты замаскировали машины и начали бдительное наблюдение. Вскоре к засаде танкистов медленно подошел немецкий бронепоезд, на платформах которого стояли тяжелые орудия. Лейтенант приказал открыть огонь. <…> Вскоре бронепоезд был разбит. В результате действия группы Барского на железнодорожной магистрали было прервано движение. Противник был лишен возможности подбрасывать резервы и технику». А о смекалке наших воинов можно писать стихи. «…В сторону советских танкистов медленно стала поворачиваться тяжелая башня «тигра». Тогда механик-водитель Дмитрий Грицко принял дерзкое решение: развернувшись на 90 градусов, он с ходу ударил по «тигру», отрубил его пушку. «Тигр» был обезврежен». Бесстрашный экипаж на танке, подаренном родителями сыну, в полную силу работал на Победу!

Брали пример с отца

 

В 1941 году Илларионовы-старшие думали, что соберут в родном доме всех восьмерых сыновей — четверо из них должны были вернуться, отслужив в Красной Армии. Но началась война, и пришлось провожать на фронт остальных. Самому старшему, Григорию, было 37 лет.

«Дети мои, не посрамите нашей чести на поле брани. В тяжелые минуты жизни вспомните нас, стариков. Умейте ненавидеть врага. Вы не просто дети чувашского колхозника из Изедерок. Ваш отец — бывалый воин. Мне знакомы победные дороги конной армии Буденного… Мы вас провожаем на защиту Родины. Может быть, кто из вас и не вернется в насиженные родные края, не увидит знакомых стен отцовского дома. Нам тяжело переживать эти незабываемые проводы. Вы видите мои мокрые глаза, чувствуете тяжелое горе матери, но защита Родины дороже и превыше всего на свете», — так напутствовал своих сыновей отец, Алексей Илларионович.

О восьми отважных воинах из деревни Изедерки Советского района Чувашии газета «Красная Чувашия» рассказала 5 августа 1944 года: «…семья Илларионовых дала родной Красной Армии отличное пополнение. Григорий — артиллерист, Иван — летчик, Александр, Илларион и Фрол — водители машин, Михаил и Егор — командиры-пехотинцы, Павел — рядовой пехотинец. У Алексея Илларионовича хранится большая кипа писем от сыновей-фронтовиков. Они не забывают своих родителей, аккуратно шлют письма. И каждое письмо служит счастливым родителям источником вдохновения, воодушевляющим их на трудовые подвиги на колхозных полях».

Четыре сына Илларионовых участвовали в обороне Москвы. Вот письмо от старшего сына, артиллериста Григория Алексеева, написанное в 1942 году: «Дорогие папа и мама! Я воюю на украинской земле. Пишу с поля боя. <…> В эти украинские чудесные ночи я поглощен думами. Я прошел по истерзанной врагом земле, много он причинил горя нашему народу. Если бы Красная Армия не остановила его под Москвой и не обрубила бы длинные и хищные его щупальцы под Сталинградом, враг предал бы огню и тяжелому горю и нашу Чувашию».

Старший сын Алексея Илларионовича Григорий стал Героем Советского Союза. Это почетное звание он получил за форсирование Днепра и за закрепление плацдарма на правом берегу реки. <…> В этих боях боец подбил пять вражеских танков, в том числе три «тигра». Одной машине удалось прорваться прямо к орудию отважного артиллериста — оно было уже под его гусеницами. Но Григорий не растерялся — бросил в уязвимое место танка связку гранат. И продолжил громить врага дальше. Еще один сын Алексея Илларионовича, младший лейтенант Егор Алексеев, погиб в боях под Житомиром, закрыв собой амбразуру противника…

«С разных участков фронта получает Алексей Илларионович письма от бойцов и командиров, в которых они с гордостью рассказывают об отважных делах сыновей <…>, — сообщала «Красная Чувашия». — Не отстает в своих трудовых подвигах Алексей Илларионович от сыновей-фронтовиков. Несмотря на свой преклонный возраст, он усердно участвует в колхозном производстве. Сейчас, во время уборки хлебов, <…> день и ночь пропадает в поле. Он активный общественник деревни. Жители деревни Изедерки гордятся подвигами отважных фронтовиков-земляков».

Забота о воинах и их близких

 

В газете «Красная Чувашия» от 30 мая 1943 года читаем: «Наша партия и правительство проявляют неустанную заботу о семьях бойцов и командиров Красной Армии. Ярким выражением этой заботы являются советские законы, устанавливающие выплату семьям военнослужащих государственных пособий и пенсий, всевозможные льготы и преимущества».

С 1943 года в союзных и автономных республиках стали создаваться управления, а при городских и районных исполкомах — отделы по гособеспечению и бытовому устройству семей фронтовиков. Делалось все, чтобы боец на ратном поле не волновался за свою семью. Так, 5 октября этого же года «Красная Чувашия» писала: «Приближается зима. Именно сейчас необходимо позаботиться о том, чтобы каждая семья фронтовика имела хорошо отремонтированную квартиру и нужный запас топлива».

По данным Госархива современной истории Чувашии, на 1 сентября 1944 года в республике насчитывалось почти 136 тыс. семей военнослужащих, в том числе почти 9 тыс. эвакуированных. За первое полугодие получили работу в колхозах 7672 человека, в артелях промкооперации — 2870, на промпредприятиях — 5948. На выплату пособий в республике с февраля 1943 по август 1944 года ушло более 95 млн руб., на пенсии семьям погибших и без вести пропавших — свыше 21,5 млн руб.

Помощь семьям фронтовиков на местах укрепляла боеспособность нашей армии. В архивных документах описывается такой случай. Командир подразделения Д. Мальчиков, бывший колхозник из села Напольное Порецкого района, в ноябре 1943 года обратился в райком партии, чтобы его матери с четырьмя детьми подсобили хлебом и дровами. Поддержка была организована: родственникам предоставили дом, устроили сарай для скота, подвезли два воза соломы для отопления, выдали шесть пудов пшеницы. Домочадцы бойца, пострадавшие от пожара, на трудодни получили 12 пудов хлеба.

«Та помощь, которую вы оказали моей семье, еще больше придает мне силы и энергии в борьбе с коварным врагом, — писал потом командир Мальчиков. — Я обязуюсь перед вами, работниками тыла, еще с большей ненавистью истреблять гитлеровских зверей, которые топчутся у стен великого города Ленина. <…> Буду уничтожать врага беспощадно, тем самым приближая час победы».

Особое внимание уделялось детям фронтовиков. В 1943 году для малышей дополнительно открыли более 20 яслей. А всего во время страды в колхозах их действовало 666 — для более чем 41 тысячи подопечных. Было обустроено 1558 детских площадок с охватом в 28 тыс. ребят. Пять тысяч детей смогли отдохнуть в пионерских лагерях. В государственных детдомах проживали 1236 детей фронтовиков, а еще в республике работали 19 межколхозных детских домов на 367 сирот.

Любопытные цифры приводятся в одном из отчетов того времени. В 1943 году почти 140 тыс. семей имели индивидуальные огороды. Новичкам помогали обзавестись хозяйством, для нового надела выделяли картофель и семена овощных культур на посадку. Почти 15 тыс. семей военнослужащих, преимущественно эвакуированных, колхозы выдали более 20 тыс. голов скота, в том числе 101 корову, 889 телят, 16911 свиней и поросят, 2262 овцы и козы. Кроме того, распределено по дворам свыше 15 тыс. голов домашней птицы.

В августе 1943 года колхозники Липсерского сельсовета Цивильского района организовали сбор теплых вещей для нуждающихся семей воинов и детей-школьников, родители которых погибли, защищая Родину. И обратились с призывом последовать их примеру. Инициативу поддержала вся республика. Было собрано 6148 кг шерсти, 4540 овчин, 4311 пар шерстяных чулок, 3964 пары варежек, 3019 теплых головных уборов, 2802 пары валяной и кожаной обуви, 864 комплекта верхней одежды, 4705 шт. теплого платья и белья, ряд других посильных предметов. За счет всего собранного обули и одели более 10 тыс. детей фронтовиков.

Поддержка военнослужащих и их семей продолжилась и после войны, по мере восстановления экономики она становилась шире. Очень полезно иногда пролистать пожелтевшие от времени газеты и прикоснуться к великой истории своей страны.

Весть о танке, подаренном родителями своему сыну, облетела фронт. Бойцы из соседних подразделений приходили полюбоваться грозной машиной. Андрей Ширманов погиб за два дня до своего 19-летия в бою за станцию Чоповичи Малинского района Житомирской области. Награжден орденом Красной Звезды.

Опубликовано: 13 мая 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.