«В иллюминаторе вижу Землю…»

Мне посчастливилось примерно 15 лет быть рядом с Андрияном Григорьевичем, часто общаться с ним. Мы представляли с ним в Верховном Совете РСФСР последнего созыва свой чувашский народ, были народными депутатами России, затем трудились в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Мне запали в душу его слова, которые он сказал однажды: «Не для этого Гагарин проложил дорогу в космос, чтобы наш народ сегодня оказался в роли просителя». Эти слова звучат сегодня вдвойне актуально. Мы с ним написали книгу «Притяжение Земли. Записки космонавта-3» к его 70-летнему юбилею. Недавно у меня вышло продолжение этой книги «Звездный час Андрияна». Хочу предложить вашему вниманию фрагменты из нее.

Валерий Михайлов,
г. Москва

 

13 марта 1960 года Андриян, как и другие военные летчики-истребители, отобранные медицинской и мандатной комиссиями, прибыл в Москву. Их временно разместили в маленьком двухэтажном домике спортбазы ЦСКА на территории Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе. Всего в первом отряде космонавтов было двадцать летчиков. Затем было решено выделить группу из шести человек для ускоренной подготовки к первым полетам.
Андриян с ребятами подружился очень крепко. Как говорят, не разлей вода. Каждый знал друг о друге очень многое. Простой и оптимистичный Павел Попович, всегда с улыбкой на лице и хорошим настроением Юрий Гагарин, поэтической души Герман Титов, не всегда сдержанный, горячий Валерий Быковский, художник и живописец Алексей Леонов — вот короткая характеристика его друзей… Еще не было решения на высоком уровне, кто первым отправится в космическую навигацию. Но о таком кандидате среди своих уже говорили и даже называли его имя — Юрий Гагарин…
— Ну, братцы, один за всех, все за одного, — сказал Юрий 12 апреля, перед тем как занял место в космическом корабле. Прозвучала команда: «Пуск!», ракета тронулась с места и все услышали его знаменитое: «Поехали!» Все дружно закричали: «Ура!» Полет, продолжавшийся 108 минут, открыл человечеству дорогу в космос.

 

…В феврале 1962 года на высоком уровне было объявлено о подготовке к полету в космос двух космических кораблей. Были отобраны семь человек. Затем из этого числа оставили четверых…
По длительности полета были разные мнения. Например, Королев настаивал на трехсуточном полете для первого корабля, на двухсуточном — для второго. Каманин со своими специалистами утверждал, что будет достаточно суток, и только при благополучном истечении полета можно будет его продлить. Эти споры, видимо, имели политический оттенок. Ведь американцы уже имели своего рода рекорд по длительности полета, а мы от них отстали.
7 августа состоялось заседание Государственной комиссии, где командиром корабля «Восток-3» был утвержден Андриян Николаев, его «заместителем» — Валерий Быковский. Павел Попович стал командиром «Востока-4», а его дублером — Владимир Комаров.

 

…До старта остается минута. И вот по корпусу ракеты пошла дрожь, громыхнули силовые установки — корабль устремился ввысь от земли. Через некоторое время Андриян ощутил легкий толчок — «Восток» отделился от ракеты-носителя. Доложил на командный пункт: «Я — Сокол. Отделение произошло. Чувствую себя отлично. На борту все нормально. В иллюминаторе вижу Землю…»
…Через сутки, 12 августа, в космос стартовал Павел Попович. Теперь к Николаеву летел его друг, с которым в космосе будет веселее. И вот в наушниках Андриян услышал голос Павла:
— Вышел на орбиту. Самочувствие отличное. Все системы корабля работают нормально.
Не смолчал Андриян, вклинился в разговор:
— Беркут, я — Сокол! Как слышишь меня?
— Андрюша! Я слышу тебя! Отлично слышу!
Издалека доносится голос Гагарина:
— Поздравляем вас! До встречи на Земле!
Так в истории космонавтики впервые начался групповой полет двух космических кораблей в космическом пространстве.
…15 августа космонавты благополучно вернулись на Землю, и этот выдающийся эксперимент был завершен. К этому времени в США заканчивалась подготовка к полету по программе «Меркурий». Планировалось, что астронавт Уолтер Ширра совершит за 9 часов пять витков вокруг Земли. Весьма скромный масштаб после достижений советских космонавтов: продолжительность полета Николаева составила 94 часа 22 минуты, продолжительность полета Поповича — 70 часов 57 минут.
В день приземления состоялся телефонный разговор Андрияна с Генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым.
— Я восхищен, — говорил Никита Сергеевич. — Вы прославили нашу Родину, свой чувашский народ. Некоторые люди, особенно за рубежом, слабо знают национальный состав Советского Союза… Теперь весь мир будет знать, что в Советском Союзе есть такой народ — чуваши… Поздравляю Вас. Очень рад. Горжусь…
Андрияна поздравляли тысячи и тысячи людей, среди которых были руководители разных государств, писатели, рабочие, школьники. Приятно было читать эти письма и телеграммы… В столице ГДР одна из семей назвала сына Андрияном в честь третьего советского космонавта. А в Великобританской газете «Дейли Мейл» появились такие слова: «От этих русских никуда не денешься. Нам придется снова говорить: «Чудесно, фантастично, феноменально — настолько впечатляюще их мастерство, выразившееся как в запуске, так и посадке двух кораблей… Они совершили такие подвиги, которые американцы еще не пробовали совершать…»

(Печатается в сокращении)



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.