Экзамен для спектакля
В Чувашском государственном театре кукол неделя выдалась волнительной — на днях здесь держали своего рода экзамен перед членами жюри Российской Национальной театральной премии «Золотая маска». Постановка «Король Лир», идущая на сцене театра с июня 2023 года, по итогам прошлого сезона выдвинута на соискание этой престижной награды сразу в четырех номинациях. Эксперты специально приехали в республику, чтобы ее оценить. Представители «Золотой маски», к слову, побывали в Чувашии впервые.
Увидеть настоящую театральную Россию
Об уникальном для республики событии (наши спектакли до этого момента еще ни разу не номинировались на «Золотую маску») еще у входа в театр извещали заметные баннеры и растяжки с символом премии и фестиваля — венецианской маской, в которой угадываются двуглавый орел и красная шапочка Арлекина. В Чувашию эксперты-театроведы прибыли прямиком из Буинска, где смотрели конкурсные работы номинантов из Татарстана, а далее из Чебоксар их путь лежал в соседнюю Йошкар-Олу — в Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана. Такой насыщенный график — особенность нового формата проведения «Золотой маски». Если раньше спектакли-номинанты показывались в Москве, то сейчас члены жюри сами приезжают в региональные театры.
Путешествовать, как рассказали эксперты до начала спецпоказа «Короля Лира», приходится много. В списке номинантов — 37 театров со всей России: от Петрозаводска до Комсомольска-на-Амуре. Длится «турне» вот уже почти полтора месяца, но так гостеприимно, как в Чувашии, по признанию членов жюри, их еще не принимали нигде. «Прямо на пороге отеля нас встретили талантливые, замечательные молодые студенты Чебоксарского музыкального училища. С таким задором, игрой на народных инструментах. Это было что-то невероятное. Все сразу начали танцевать. Мы были с дороги, с автобуса — и усталость как рукой сняло. У вас очень гостеприимный город», — поделился впечатлениями один из членов жюри, актер Воронежского театра драмы Юрий Смышников.
Посещать так много городов, конечно, непросто. Тем не менее, по словам члена жюри Петра Стражникова, директора Екатеринбургского театра кукол, такой творческий вояж дает возможность познакомиться с настоящей театральной Россией. И это очень интересно. «Сейчас говорят о кризисе театра, но никакого кризиса нет. Театр жив, он развивается, и мы видим подчас уровень мирового театра, а не регионального. Видим действительно очень мощные режиссерские, актерские высказывания на высочайшем уровне. Это радостно», — дополнил главный режиссер Московского драматического театра «Человек» Владимир Скворцов. В составе жюри «Золотой маски», к слову, признанные профессионалы в области театрального искусства: актеры, режиссеры, театроведы, критики, в том числе из Донецка. Так, как отметила художественный руководитель Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М.М. Бровуна Наталья Волкова, несмотря на непростую ситуацию, театры в Донецке работают. Понятно, залы заполняются не полностью, однако театры востребованы и приобрели для жителей какое-то новое значение.
Родные и сцена, и зритель
Спектакль «Король Лир» представлен во всех четырех номинациях «Золотой маски» для театров кукол: «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника» и «Лучшая актерская работа». Хоть и принято считать, что театр кукол — для детей, постановка показывает, что это не совсем так. Она о серьезных, «взрослых» проблемах и о том, что театр кукол — не только для детей. Впрочем, куклы, как заметили эксперты, это особое искусство, они проникают и в драму, и в оперу, и в балет. Так, на сцене Большого театра сейчас идут две оперы, где наряду с актерами выступают куклы.
Несмотря на родную сцену, представлять спектакль-номинант перед членами жюри «Золотой маски» для артистов оказалось не менее волнующе. Для экспертов же, расположившихся в одном зале со зрителями, было важно почувствовать реакцию публики и увидеть спектакль в том виде, в каком он задумывался, и в том месте, где он был рожден. «Для нас это уникальный опыт еще и потому, что мы находимся вместе со зрителями, которые смотрят «свой» спектакль, — для артистов не только сцена родная, но и зритель. Происходит совершенно уникальный обмен энергиями, и спектакль раскрывается наиболее полно», — заметила член жюри, театровед Нина Монова.
«Никакая видеозапись не может передать всех эмоций, колорита, атмосферы сцены. А так мы видим все до мелочей, — добавляет Юрий Смышников. — Жюри — это команда абсолютных профессионалов, поэтому мы можем посмотреть на продукт, если можно так назвать спектакль, со всех сторон. После просмотра мы проводим промежуточные совещания, где каждый высказывает свои впечатления о работах. Затем мы соберемся на большой совет. Подозреваю, он будет долгим, с дебатами и спорами. Мы работаем честно и непредвзято. Смотрим на профессиональную работу актеров, режиссеров, насколько это точно и правильно сделано: от света и костюмов до игры артистов, ради которой и собираются зрители».
Кстати, до подведения итогов эксперты премии не могут что-либо комментировать о спектаклях — хранили они молчание и после увиденного на малой сцене в театре кукол. Впрочем, судя по щедрым аплодисментам в зале, можно предположить, что постановка чувашских кукольников имеет хорошие шансы. Лауреатов «Золотой маски» назовут в конце мая.
НИНА МОНОВА,
член жюри «Золотой маски», театровед, театральный критик:
— Чувашский театр кукол обладает славной историей и замечательным коллективом: ярким, творческим, необычным. Очень знаменательно, что в этом году в афише 30-й «Золотой маски» представлен «Король Лир». Мы в предвкушении спектакля. Хочется знать, прав ли был Резо Габриадзе, который считал, что марионетки — лучшие исполнители Шекспира. Мне кажется, должно получиться что-то интересное.
ЕЛИЗАВЕТА АБРАМОВА,
директор Чувашского театра кукол:
— Когда впервые принимаешь участие в «Золотой маске» уже не только как театр, но и от лица Чувашии, конечно, это очень ответственно и волнительно. Но мы были готовы. Мы счастливы. Должна сказать комплимент замечательной идее в нашей стране — Пушкинской карте. Необходимость создания спектаклей для более взрослого зрителя показала нам путь к тому, чтобы такой жанр, как театр кукол, зазвучал. Из нескольких десятков номинантов на «Золотую маску» всего шесть театров кукол, попасть в каждую из номинаций — огромная работа всего коллектива.
СВЕТЛАНА КАЛИКОВА,
министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии:
— То, что постановка театра кукол «Король Лир» попала в четыре номинации Российской Национальной театральной премии «Золотая маска», — уже большое достижение. Это говорит о высоком уровне подготовки спектакля. И о том, что репертуар Чувашского театра кукол заслуживает внимания и взрослой аудитории. Знаковому театральному фестивалю «Золотая маска» в этом творческом сезоне 30 лет, но спектакли из Чувашии до сегодняшнего дня не попадали в номинации. Конечно, мы очень рады и надеемся на победу нашего театра в таком престижном российском конкурсе.