Директор Чувашского театра юного зрителя считает себя абсолютно счастливым человеком
«Нет, сегодня не могу. После обеда решаю рабочие вопросы с ректором Чувашского республиканского института образования Юрием Исаевым. Вечером встречаюсь с драматургом Мариной Карягиной по поводу новой пьесы», — Елена Васильевна сделала пометку в ежедневнике и положила трубку. Но через пару секунд телефон зазвонил опять. На том конце провода был режиссер из Элисты Борис Манджиев, один из самых ярких мастеров в области национальной драмы. Словно кабинет директора Чувашского театра юного зрителя имени М. Сеспеля, заслуженного работника культуры Чувашии Елены Николаевой — главный центр театральной вселенной. И так уже двенадцать счастливых лет.
— Наблюдая за тем, какой активный образ жизни ведет сегодня ТЮЗ, трудно поверить, что совсем недавно он не имел собственного здания и спектакли давали во Дворце культуры тракторостроителей. Когда же вы, наконец, «отвоевали» бывший кинотеатр «Сеспель», многие чебоксарцы сокрушались, что лишились возможности просмотра фильмов в любимом зале, куда ходили еще с советских времен. И вот ремонт сделан, репертуар растет, а наряду с ним и киноафиша. Более того, в прошлом году вам удалось «выбить» из Фонда кино девять миллионов рублей на покупку нового лазерного проектора. Скажите, к чему тратить энергию, силы и средства на «посторонний» вид искусства?
— Понимаете, культура в своем глобальном смысле — это настолько обширная совокупность общностей, ценностей и субстанций, что, на мой взгляд, неразделима. Как многослойный пирог, в котором каждый компонент начинки дает свою вкусовую нотку. Тут априори не должно быть своего и чужого. Мы все делаем одно дело, связаны едиными целями, задачами, проблемами и поисками их решения. Разумеется, нельзя объять необъятное. Но попытаться сберечь и приумножить то, что создавалось, наращивалось и строилось, можно и нужно. Дерево без корней никогда не зацветет и не даст плодов.
— Судя по тому, как увеличилась посещаемость и расширилась гастрольная карта за последние годы, сколько выиграно грантов и реализовано проектов, тюзовское дерево цветет пышным цветом. А что лично для вас национальный театр?
— Квинтэссенция традиций, знаний, вековой мудрости народа, некая золотая кладовая, в которой летами, поколениями, эпохами по крупицам копилась историческая память. И наше назначение — пронести этот великий багаж через современность. Не растерять, передать потомкам из рук в руки, из уст в уста, от сердца к сердцу, дабы сохранить цепь культурной преемственности. Ну а тут все средства хороши. Будь то спектакли, фестивали и гастроли, чем сегодня живет театр, или уроки, педсоветы и классные часы в Селоядринской средней школе, куда я пришла выпускницей Чувашского университета имени И.Н. Ульянова. Это сейчас родной язык входит в обязательную программу, а на тот момент не было ни учебных планов, ни специальной литературы, ни методических разработок, на которые так важно опираться начинающему педагогу. До всего доходили через личный опыт, пробы и ошибки.
— Получается, ваша судьба была предрешена задолго до прихода в театр. Блестяще защитив диплом на тему «Изучение чувашского языка в русских школах» под руководством крупнейшего языковеда Ивана Андреевича Андреева, чьим именем даже названа улица в Чебоксарах, вы заведомо посвятили себя служению национальной культуре. В чем сложность выбранного пути?
— В условиях современных реалий, когда в общественных местах все реже слышен национальный язык, а молодежь забывает о своих корнях, именно искусство является тем целебным источником, который питает жизненной силой многочисленные этносы нашей страны. Недаром основатель отечественной педагогики Константин Ушинский еще в XIX веке говорил о том, что народ существует, пока его язык — в устах. Такого мнения придерживался и создатель новой чувашской письменности Иван Яковлев, активно боровшийся за то, чтобы в типографиях выпускали книги на чувашском, а за партами изучали его грамматику. В отличие от русскоязычных трупп, озабоченных лишь тем, как найти путь к сердцу зрителя и сохранить баланс между традициями и новаторством, национальные своеобразны и специфичны тем, что дают спектакли на марийском и башкирском, калмыцком и якутском. Я много езжу и не понаслышке знаю, как культурно богата Россия.
— Елена Васильевна, ваш личный юбилей совпал с юбилеем театра. Что это? Предопределение? Тайный шифр? Или ирония судьбы?
— Мне кажется, это хороший знак.
Пять любимых занятий Елены Николаевой
Садово-огородные работы.
Разведение роз, которые благоухают с начала мая и до поздней осени.
Поездки с семьей в Москву и Санкт-Петербург.
Посиделки в кругу родных и друзей.
Разговоры с мамой.
Благодаря неиссякаемой энергии Елены Николаевой обретают воплощение самые смелые планы и идеи. Это лаборатория детской национальной драматургии и Сеспелевская карта, обменные гастроли с коллективами из разных регионов России и фестиваль «Сказочная палитра», который теперь называется «Сеспель-фест». В 2019 году в рамках Национального проекта «Культура» театр одним из первых в стране получил 47 млн рублей на капитальный ремонт нового здания. Не менее успешно были реализованы программы «Зарубежная классика на чувашском языке» и «Культура малой родины», в результате чего в репертуаре появились такие знаковые спектакли, как «Мамаша Кураж и ее дети», «Горе уму» и «Шинель». В 2023 году Елена Васильевна вошла в Совет Ассоциации национальных театров России.
Главный ориентир для меня — родители
«Мне невероятно повезло, — говорит Елена Николаева. — У меня трое замечательных детей, талантливый муж, чьими успехами я горжусь как своими, великолепные коллеги, с которыми очень легко двигаться вперед. И в чебоксарских школах № 27 и 51, где я проработала около десятка лет, и в Чувашском научно-методическом центре народного творчества, и в Республиканской дирекции культурных программ, и теперь в театре. Каждое утро вторника мы встречаемся в Большом зале на планерке, где обмениваемся мнениями, обсуждаем и вместе радуемся победам. Причем речь идет не о руководителях отделов и цехов, а обо всем коллективе, ведь на любой должности так важно быть услышанным.
Вообще я с детства росла очень активным, деятельным, жадным до всего нового человеком. Занималась танцами, участвовала в художественной самодеятельности и успевала при этом хорошо учиться. На каких только мероприятиях мы не выступали! И на празднике Акатуй, и на районных конкурсах, а однажды даже поехали в Москву на смотр юношеских коллективов. В нашей деревне Верхние Ачаки Ядринского района, где председателем колхоза был передовик сельскохозяйственного производства, легендарный Аркадий Айдак, создавались все условия для развития молодежи. Конноспортивная школа, театральный кружок, вокальная студия… Одним словом, «бери — не хочу».
Но главным ориентиром для меня остаются родители. Мама была десятым ребенком в семье. Жили бедно, вставали с петухами и шли в колхоз, где трудились до седьмого пота. Еще более тяжелая судьба выпала на долю папы. Мать умерла, когда ему было семь, отца забрали на фронт. Чтобы хоть как-то прокормиться, оставшийся круглой сиротой мальчик пас коров. Не имея возможности учиться, родители поклялись во что бы то ни стало дать своим детям высшее образование и сдержали слово — нас пятеро, и все получили профессию. В дальнейшем папа работал на тракторе и построил три дома, мама занималась хмелеводством. Поэтому технологию высадки, сбора и правильного хранения урожая, а заодно и пивоварения мы с братьями знаем от и до».
КСТАТИ
Со своим супругом Василием Николаевым Елена Васильевна познакомилась в Селоядринской средней школе, куда он приехал на встречу выпускников. Между молодой учительницей и обаятельным студентом вокального отделения Чувашского педагогического института имени И.Я. Яковлева, а затем ведущим солистом Чувашского театра оперы и балета вспыхнул бурный роман. Сегодня в репертуаре Василия Николаева такие знаковые партии тенорового репертуара, как Ленский («Евгений Онегин»), Кассио («Отелло») и Шуйский («Борис Годунов»). Но самой большой творческой удачей стал образ Сетнера («Нарспи»). За многолетнее воспитание молодежи в духе любви к родине, добрым традициям и обычаям народа певец удостоен Всечувашской национальной премии имени Тамары Чумаковой, а Елена Васильевна не пропускает ни одной премьеры мужа.