Николя Дворецки приехал в Чувашию не за богатством, а за комфортной и спокойной жизнью
Петухи да курочки, козы да кошки — вот и вся живность в небольшом хозяйстве русско-французской семьи Елены Аникиной и Николя Жерара Дворецки, проживающей в поселке Новое Алтышево Алатырского района. Около года назад супруги приобрели здесь старый деревянный дом с русской печью, пристроем для мелкого скота, банькой и садово-огородным участком, и зажили счастливо вместе вдали от городской суеты…
Впрочем, скучать новоселам в уединении не приходится: навещают их родственники, друзья. Гостила как-то молодой режиссер из Москвы — снимала документальный фильм об интернациональной семье. А в последнее время зачастили местные журналисты, хотя оно и понятно — не каждый день в наших краях селятся французы. Так и сказали мы радушно встретившей нас Елене.
«А как же отец Василий (Паскье) — наместник Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах? — возразила хозяйка дома. — И в Алатыре живет наш друг — француз Ришар с семьей. Если поискать, небольшая диаспора наберется». А с учетом того, что происходит сейчас в Европе, следует ожидать, что переселенцев станет еще больше — многозначительно намекнули супруги.
К слову, в гостях нас принимали не «зеленые» новобрачные, а вполне состоявшиеся в жизни люди, для которых это не первый брак и у которых уже есть свои взрослые дети.
Елена родом из Алатыря, после окончания школы уехала в Казань, выучилась на медсестру, работала в больницах, параллельно изучала государственное и муниципальное управление, а также иностранные языки. А Николя Жерар в это время жил в городе Байе на северо-западе Франции, служил во французском иностранном легионе, а затем несколько лет работал в полиции.
Русский язык 55-летний француз знает неплохо, так же, как и Елена — французский. Но для удобства супруги общаются между собой и на английском языке. Так проходила и наша беседа…
Тянули русские корни
Николя объяснил, а Елена перевела, что Россия всегда была ему интересна. Уже будучи взрослым он узнал, что в роду есть русские корни: прадед Николай оказался родом из Одессы. В 1906 году, по предположению правнука — после событий первой русской революции, он переехал жить во Францию.
«Всю свою жизнь я слышал много плохих вещей о России. И все же хотелось узнать больше об этой стране, меня привлекала русская музыка. До мурашек был впечатлен выступлением хора русской армии (тут, вероятно, месье имел в виду Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, — Авт.), что приехал как-то с концертом во Францию. Всегда заслушивался исполнением Дмитрия Хворостовского. Люблю военную музыку и романс «Гори, гори, моя звезда», — рассказал Николя.
Однажды в интернете на музыкальном сайте он познакомился с русской женщиной — музыкантом из Татарстана. Она и пригласила его в гости в Казань. Тогда, в 2008 году, Николя впервые побывал в России. А потом стал приезжать сюда все чаще и чаще — во время отпусков путешествовал по Золотому кольцу, Алтаю. Однако с первой русской женой у француза не сложилось. Как и с тем, чтобы раскрутить тут свой бизнес: он пытался запустить в Казани кафе «Месье Круассан», но спустя полгода понял, что это совсем не его. Интересно, что после неудачной попытки устроить семейную жизнь, бывшая русская жена Николя уехала во Францию, ему же так понравилось в России, что он решил задержаться здесь…
А в 2013 году встретил Елену: ей нужно было подтянуть английский язык, ему хотелось попрактиковаться в русском. «Прекрасная женщина, интересная, хорошо говорила по-английски. Всегда, когда мы встречались в кафе, нам было о чем побеседовать», — поделился воспоминаниями Николя. Елена рассказывала о России, он ей — о Франции. Постепенно они поняли, что между ними много общего, знакомство переросло в дружбу, а затем и в любовь…
«На первый взгляд иногда кажется, что русские люди суровые, хмурые, словно ждут каких-то неприятностей, — подметил месье Дворецки. — Но стоит им сказать «Здравствуйте!», и этот барьер словно тонкое стекло разбивается: человек улыбается, а дальше, как говорят в России, душа нараспашку».
Совсем не так, как в кино
Они попробовали пожить во Франции в небольшом городке Лаваль. Елена вспоминает, каким он был ухоженным и чистым. Она даже успела поработать там в садовом центре. А вот Париж ее не впечатлил: когда она впервые увидела город, сильно разочаровалась. Все было совсем не так красиво, как в романтичном кино. Метро в Казани показалось ей даже лучше, чем в столице мировой моды. Ну и бросалось в глаза большое количество иммигрантов.
«Поэтому покинули Францию?» — спросили мы Николя.
«Кажется, что моя душа с рождения была в России, — задумавшись, ответил он. — Ну и потом, мне очень не нравилось то, что происходило в политике Франции в последние 35 лет. Мне непонятно отношение государства к своим гражданам: они больше не чувствуют себя защищенными, уровень пенсий у иммигрантов выше, чем у самих французов. Это несправедливо по отношению к тем, кто всю жизнь работал на благо страны…»
И таких «перекосов», по словам Николя, было немало. «Я знаю, потому что много лет работал в полиции, — продолжил он. — Когда после службы в иностранном легионе в 1990 году пришел в полицию, во Франции числилось 125 тысяч полицейских, сегодня их ряды намного сократились. При малейшем промахе тебя увольняют с работы. И в то же время многие преступления остаются безнаказанными. В моей практике был случай, когда одного негодяя несколько раз арестовывали за насилие над женщинами, но его так и не посадили в тюрьму. И большинство тех, кто нарушает закон, по статистике — приезжие».
Ухудшающаяся день ото дня обстановка давила на Николя, поэтому ему хотелось вырваться, уехать из города, чтобы не слышать на улицах звуки сирен, шум машин, не видеть толпы людей, хотелось больше природы, свободы, воздуха и спокойной жизни. И Елена разделяла мысли своего избранника, все чаще задумываясь о возвращении, собственном доме в тихом местечке. А когда из России пришло известие, что заболела мама Елены, раздумывать пара больше не стала и в январе 2019 года отправилась строить новую жизнь.
«Каждый день в России я вижу гораздо больше позитива, чем во Франции, — признался Николя. — Все, что у меня сейчас есть в Новом Алтышево, — это то, о чем я мечтал. А многого мне и не нужно. Я приехал в Россию не за богатством, а за спокойной и комфортной жизнью».
Домашние хлопоты и «антидепрессанты»
В зеркальную дату 22 февраля 2022 года Николя и Елена поженились. А на сайте администрации Алатыря вышла новость: «Этот «магический» день бракосочетаний открыла необычная для нашего города пара — француз и россиянка!» Мама Елены Екатерина Алексеевна радушно приняла зятя и по-матерински заботилась о нем. Такая чуткость была взаимной.
«Екатерина Алексеевна — это и моя мама, — с нежностью в голосе ответил на вопрос, как сложились отношения с тещей, Николя. — Мне очень нравилось говорить с ней за чашкой чая, она учила меня говорить по-русски, рассказывала о советском прошлом, вспоминала свою молодость, родителей, как жили в деревне, какие блюда готовили в печке. И всегда, когда ее слушал, вспоминал свою бабушку. Я у нее в детстве гостил в провинции Бретонь во Франции. Мне кажется, там жили люди очень близкие русским селянам по духу: имели свои традиции, разговаривали на своем диалекте, занимались сельским хозяйством».
Екатерина Алексеевна по мере возможностей и сил помогала Елене и Николя наладить быт, они вместе выбирали дом и делали первые посадки в саду и огороде. Недавно мамы не стало — с сожалением сообщили супруги. Елене пришлось вспомнить, как доить козу, ухаживать за скотиной, впрочем, трудиться она привыкла с детства. А вот Николя как городскому жителю было сложнее. Но и он скоро многому научился, став полновластным хозяином своего дома. Помещения и кормушки для коз Беллы и Жозефины и многие другие приспособления для хозяйства он смастерил своими руками.
Встает француз с первыми петухами в пять утра, готовит еду козам, кормит кур, благодаря которым на завтрак всегда есть свежие яйца. Потом идет на колодец за водой — по его словам, такой вкусной воды он еще не пробовал. С удовольствием выгуливает коз, а по пути общается с местными жителями. Дом пока еще не совсем обустроен, так что для мужчины в нем всегда полно работы. Отдых же чаще всего проходит за общением с друзьями по интернету и подписчиками, желающими изучать французский, если, конечно, связь не барахлит, что, увы, в поселке случается нередко.
Научился Николя и коз доить. Из козьего молока супруги готовят творог и сыр-рикотту. Кстати, скоро Белла и Жозефина принесут потомство, и пустующие клетушки заполнят резвые козлята.
«Единственное, что приходится приобретать у местных жителей, — так это мясо. Рука не поднимается на своих животных. Козы такие умные, идут рядом, слушаются, ну прямо как собаки», — заметил Николя. «А как приобнимешь их — это же настоящий антидепрессант!» — улыбнувшись, добавила Елена.
Вообще любовь к животным в этой семье особенная, у каждого питомца есть свое имя. Важного и умудренного жизненным опытом петуха назвали Петром Николаевичем, а того, что пошустрее, кличут Коляном. Кошка Буся, которая где только не путешествовала со своими хозяевами, уже успела засветиться во многих репортажах. Но не встретитькошки счастливее Лаки. Ее, больную и покалеченную, когда-то Елена и Николя нашли на улице и приютили у себя.
«Нам советовали усыпить кошку, поскольку у нее отнялись задние лапы, но мы выходили ее, и она словно заново родилась: научилась ходить на передних лапах, умудряется даже играть с Бусей и дарит нам ласку», — рассказали супруги Дворецки. Они-то уж точно знают, что даже если в жизни однажды пошло что-то не так, не стоит отчаиваться, нужно попытаться устроить свое счастье снова. Самое приятное, что приносит им сейчас радость, — это живописные картины из окна, каких не встретить даже в самом Лувре: потрясающие, каждый раз новые и всегда разные рассветы. Ради таких мгновений стоило пройти весь этот путь…
КСТАТИ
О предпочтениях в еде
Поинтересовались мы у Николя Жерара Дворецки и его любимыми русскими блюдами.
«Я люблю почти все, кроме гречки по утрам, но в другое время она тоже мне нравится, — ответил нам француз. — Обожаю голубцы, щи в чугунке, хотя раньше первые блюда вообще не понимал, каши и пироги, приготовленные в печке, домашний квас, шашлык, он получается вкуснее, чем мясо, приготовленное на барбекю». Между прочим, Николя и сам прекрасно готовит мясные блюда, особенно в печке (хотя в доме проведен и газ). Ну а Елена больше заботится о здоровом питании. «И заметьте, никаких супов из лягушек, — предугадала хозяйка дома наш следующий вопрос. — Это стереотип и маркетинговый ход для туристов».
О дружбе народов
Для переселенца стало откровением, что в России — такое тесное смешение культур и национальностей, при этом все это сосуществует спокойно, при взаимном уважении. «Это же прекрасно, когда дети из мусульманской семьи могут красить яйца на Пасху или, наоборот, на какой-то мусульманский праздник могут пригласить христиан!» — заметил Николя, уверенный, что такое просто невозможно во Франции.
О патриотизме
Во время интервью мы узнали, что племянник Елены Алексей сейчас участвует в спецоперации на Украине. «Родина позвала, и мужчина, любящий свою страну, пошел за нее сражаться, не стал ни плакать, ни скрываться», — одобрил мужской поступок Николя. Его восхищает, как все вокруг стараются помочь своим бойцам: собирают необходимые вещи для мобилизованных и отправляют на фронт. Это и есть настоящий патриотизм, считает француз. «А как трепетно в России относятся к ветеранам, приглашают их в школы, — заметил он. — Во Франции в школу скорее пригласят человека, сменившего пол, нежели героя страны».
Вот это поступок! Вот это человек!