В фамилии — имя народа

С ней издавна шли в бой и совершали подвиги

В многовековой истории нашей страны немало ярких страниц, когда высшее проявление воинской храбрости было замечено у людей, в чьих фамилиях или прозвищах оказался этноним «чуваш» в различном написании. Мы не будем сегодня затевать спор, что это означало, просто попробуем кратко перечислить их имена и подвиги.
Как и в наши дни, в древности в общении люди не ограничивались полученными при рождении или при крещении именами, охотно добавляли к ним присущее лишь конкретному лицу прозвище, которое позволяло легко выделить его из числа носителей такого же имени. Много случаев, когда эти прозвища оказывались более весомыми, добавлялись к крестильным именам, становились их непременным атрибутом, нередко даже заменяли их не только в быту, но и в официальных контактах и документах.
Специалисты отмечают, что среди русской знати в XV-XVI вв. стали формироваться первые русские фамилии в виде особых родовых именований, передаваемых по наследству. В основном это происходило за счет прибавления к основе типичных фамильных суффиксов -ов, -ев и -ин и образования от имени или прозвища отца притяжательных прилагательных. Так дети и внуки человека с прозвищем Чуваш, например, становились Чувашевыми или Чувашовыми или Чувашиными.

«Нарбеков Чюваш рекомый»

Наиболее раннюю информацию о защитниках Отечества с этнонимом «чуваш» в прозвище находим в родословной известного в России рода Нарбековых. 7 февраля 1686 г. в Палату Родословных дел поступила его родословная роспись. В ней значится, что род происходит от выходца из Большой Орды мурзы Абрагима (Багрима), принявшего православие. В исследовании известного историка Маргариты Бычковой (1993 г., Первый русский дворянский герб // Гербовед 4) есть стихотворение, приложенное к родословной росписи:

«Той воинъ Иванъ Дмитриевич Нарбеков Чюваш рекомый
Под градом Казанью з благовернымъ ц(а)ремъ
Иваном знакомый
Храбро и мужски и облественне против бусорманъ ратуя
И за веру хр(и)стиянскоую
и за г(о)с(у)д(а)ря ц(а)ря своего муж(е)ски поборая
И ему г(о)с(у)д(а)рю своему
во всемъ служа верне
И яко б(о)гу со страхомъ
работая бл(а)гоговейне
И всему воинству православно россиискому храбро себе показуя
И врагов кр(е)ста Хр(и)стова бусорманом страшно себе повествуя…»

Продолжателями этого рода являются Норбековы, Державины, в том числе известный русский поэт Гавриил Державин.
Описанный в стихотворении эпизод представлен и на фамильном гербе. Известен также акт Ивана IV, изданный для освобождения Ивана Дмитриевича Нарбекова от ратной службы, так как при штурме Казани его глаз был выбит стрелой, а руку оторвало ядром.

Эскадрон гусар летучих

Подвиги защитников Отечества с этнонимом «чуваш» в фамилии или прозвище в войне 1812 г. в основном связаны с башкирскими полками и прежде всего со сформированным в мае 1811 г. в Симбирске 1-м башкирским конным полком. Полк составляли чиновники и рядовые башкиры в основном 7-го и 9-го (Оренбургский уезд Оренбургской губернии) башкирского кантонов (кантоны — форма военного управления в 1798–1865 гг. на территории Башкирии).
С первых же боев с разъездами армии Наполеона в них участвовали и башкирские полки. Их воинская удаль, природная привязанность к коню не раз выручали башкирских всадников и пехоту, приносили русскому войску победу или позволяли выходить без потерь из боестолкновений с превосходящими силами французов.
Уже на четвертый день войны в боях под Гродно отличился и начал свой боевой счет с супостатом воин 1-го башкирского полка рядовой Буранбай Чувашбаев.
Утром 16 июня 1812 г. французы вошли в предместье на левобережье реки Неман в так называемый Занеманский форштадт. Башкиры и казаки Платова вместе с городским гарнизонным батальоном завязали ожесточенный бой с неприятелем, а вечером сожгли за собой мост через Неман, задержав продвижение французских войск в глубь России.
Через две недели, 31 июля 1812 г., после боя под селением Романово, за отличную службу рядовой Чувашбаев будет произведен в урядники, а 21 марта 1813 г. после сражения под городом Линбургом — награжден Георгиевским крестом. За проявленные в бою 21-22 августа 1813 г. под городом Винтенбург отличие и храбрость представлен в следующий чин, который был пожалован ему 6 декабря того же года вместе с благодарностью Его Императорского Величества.
А как дрались башкирские полки на Бородинском поле? Исследования и исторические хроники не подтверждают факт их непосредственного участия в Бородинском сражении. Они, вероятнее всего, находились на правом фланге русской армии в районе слияния рек Колочь и Москва. Не случайно по башкирским полкам нет наград за Бородинское сражение.
Всего в различных эпизодах Отечественной войны отличились более десятка башкирских воинов с этнонимом «чуваш» в фамилии или прозвище. Назовем их: Алибай и Кинзебей Чувашбаевы из д. Ахмерево Тельтим-Юрматской волости, Баймурза Чувашбаев из д. Иткучуково Саним-Кыпчакской волости 13-го кантона, Яхья Чурашев (возможно, искаженное Чувашев) из деревни Абубакирово или Сарайкино 9-го кантона, Бурунбай Чувашбаев из 9-го кантона (д. Кутлумбетово Бурзянской волости Бузулукского уезда), пятидесятник Зигитдин Чувашаев из д. Петрушкино Айпинской волости 18-го (4-го Загорного башкирского кантона), Калимулла Чувашбаев из д. Сабаево 12-го кантона.

Поручик Николай Чуваша

На одной из мемориальных досок справа от входа в Свято-Никольский храм на братском кладбище погибших при первой обороне города Севастополя на его северной стороне — список погибших героев 42-го Якутского пехотного полка.
После имен подполковников Федорова и Навашина, майоров Сологуба и Невструева, капитанов Третьякова, Котина прихожане видят фамилии пяти поручиков полка, в их числе после поручиков Михайлова, Залевского, Комарова и Каминского упоминается и поручик Чуваша. К сожалению, пока не удалось выяснить его национальность и суть совершенного им подвига.
Из воспоминаний ветеранов полка известно, что 42-й пехотный Якутский полк был сформирован 16 августа 1806 г. под названием Якутский мушкетерский полк из одной гренадерской и трех мушкетерских рот Селенгинского мушкетерского полка и рекрутов (поселок Новоселенгинск в Селенгинском районе Республики Бурятии).
К сожалению, из сохранившихся архивных документов и воспоминаний ветеранов Якутского полка трудно понять, какой личный или частный, как писалось тогда, подвиг совершил поручик Чуваша.
Из «Материалов по составлению истории 42-го Якутского пехотного полка», изданного в г. Кременце в 1895 г., узнаем лишь, что Николай Чуваша был ранен 27 апреля 1855 г. и вскоре, вероятно, в этот же день, умер.
Трудно определить, с какого времени Николай Чуваша находился на службе в 42-м пехотном Якутском полку. Но можно с уверенностью сказать, что он в составе аръергарда Дунайской армии в июле 1854 г. спешно возвращался в Россию. 4 сентября — через два дня после высадки в Крыму союзных войск Турции, Франции и Великобритании — полк перешел границу империи и двинулся из Одессы в Крым форсированным маршем.
20 октября Якутский полк прибыл к селу Чоргуну под Севастополем (сегодня — село Черноречье в Балаклавском районе г. Севастополя), а через четыре дня геройски участвовал в Инкерманском сражении.
Якутскому полку предстояло сражаться в районе Сапун-горы и Сарандинской балки.
После проливного дождя 23 октября было трудно подниматься по склонам горы, пересекать глубокие овраги, ноги вязли в вязком грунте, а артиллерия безнадежно отстала. Полк, вооруженный лишь гладкоствольными ружьями да штыками, благодаря мужеству своих бойцов сумел осилить англичан. Им на помощь были брошены свежие силы французов. Наши бойцы и их опрокинули дважды и даже бросились преследовать неприятеля. После 11 часов он был усилен французами. Но и тогда Якутский полк бросился в атаку на врага с фронта.
Только введенные французами свежие силы против обескровленных русских полков вынудили командование вывести 11-ю пехотную дивизию и входящий в нее 42-й Якутский пехотный полк за Инкерман. На следующий день полк занял позиции на Бельбекских высотах.
Якутский полк, хотя и не вышел победителем из Инкерманского сражения, хорошо прославился в боях, отличился лихостью проведенных атак, мужеством своих офицеров и младших чинов.
В течение года полк входил в состав Севастопольского гарнизона, участвовал в строительстве редутов, в вылазках на неприятеля. Особенно отличился полк 27 августа 1855 г. в сражении за Малахов курган.
Неприятель бросил свои троекратно превосходящие силы на Малахов курган и расположенные рядом редуты 2-го и 3-го бастионов в самый неподходящий момент — когда русские солдаты обедали. Положение менялось ежеминутно. Неприятелю удалось занять не только Малахов курган, но и бастионы. Русские полки вернули бастионы, но Малахов курган, вопреки всем предпринятым атакам, так и не удалось отбить — силы были неравны. Да и малая дальность стрельбы наших гладкоствольных ружей не позволяла добиться успеха — англичане и французы своим губительным огнем на дальнем расстоянии выбивали русских из строя.
В бою были убиты генерал-майоры Лысенко и Юферов. К 4-м часам неприятель был отбит повсюду, кроме Малахова кургана. Главнокомандующий князь Горчаков был вынужден отвести войска на северную сторону Севастополя, так как дальнейшая оборона города не имела смысла. За ночь войска были эвакуированы, еще сохранившиеся пороховые погреба взорваны, военные корабли в бухте — затоплены. Брошенный войсками город горел и пугал неприятеля. Он так и не решился преследовать русские войска. Только через два дня (30 августа) пришел в себя, убедился, что Севастополь не заминирован, и вошел в пустой город.

На одной из мемориальных досок братского кладбища в Севастополе в списке погибших героев значится и поручик Николай Чуваша.

Героическая оборона Севастополя — основная часть Крымской войны 1953-1956 гг. — на этом завершилась. Неприятель в составе четырех государств — Турции, Великобритании и Франции и Сардинского королевства — хотел поставить на колени русские войска за неделю, а завяз на 349 дней ожесточенных боев с защитниками Севастополя — главной базы Черноморского флота.
Одним из героев невиданной до этого обороны стал Николай Чуваша, прославивший своей фамилией и своим служением Отечеству чувашский народ.
Вспомним его в дни славного юбилея Чувашии добрым словом.

Чувашевы и другие в Первой мировой

Первая мировая война стала настоящей бойней народов, но гражданами Российской Империи воспринималась как вполне справедливая.
В этой войне сложили свои головы, пропали без вести, умерли от ран десятки россиян с этнонимом «чуваш» в фамилии. Среди них и Мирон Васильевич Чуваш из Чуратчинской волости Цивильского уезда, рядовой 200-го Кроншлотского полка, выбывший 15.7.1916 г. (04.8.1916 г.).
Фамилии погибших и отличившихся в боях записаны как Чуваш, Чуфаш, Циваз, Чумаш, Чуваш-Пан, Чуваж, Чуваша, Чубаж, Чува, Чувас, Суваш, Чуваш-баев, Чувашов, Чувашьев, Чувашев, Чувашеев, Чувашин, Чувашкин. Они записаны уроженцами Вятской, Казанской, Ковенской, Оренбургской, Уфимской губерний, Херсонской области, Бессарабии, области Войска Донского и других. Вряд ли в каждом случае их фамилии связаны с этнонимом «чуваш», оставим окончательное определение для лингвистического исследования.
Нельзя обойти вниманием подвиги Чувашевых.
Георгиевскими крестами IV-й степени награждены за подвиги на фронтах Первой мировой войны старший унтер-офицер Иван Чувашев из 466-го пехотного Малмыжского полка, рядовой Василий Чувашин из 4-го Заамурского конного полка, рядовой Леонтий Чувашкин из 403-го пехотного Вольского полка.
Георгиевские медали IV-й степени получили ефрейтор 291-го Трубчевского полка Михаил Чувашов из Вятской губернии, рядовой 9-го Туркестанского стрелкового полка Сергей Чувашов, рядовой 336-го пехотного Челябинского полка Анисим Чувашов, рядовой 318-го пехотного Черноярского полка Сергей Чувашов, Иван Чувашов из 104-го пехотного Устюжского полка, младший унтер-офицер 240-го пехотного Ваврского полка Василий Чувашов, ефрейтор 104-го пехотного Устюжского полка Илья Чувашов, казак 4-го Донского казачьего полка Лев Чувашин, рядовой 213-й пешей Саратовской дружины рядовой Леонтий Чувашкин.
Не будем утверждать, что этот список окончательный.
Награжденные Чувашовы не указаны чувашами по национальности, но факты их достаточно массовых подвигов на фронтах создавали чувашам авторитет достойных защитников Отечества.

На той далекой, на Гражданской…

Жернова истории не пощадили Чувашовых и во время лихолетья Гражданской войны. Воевали на стороне новой власти и не вернулись к своим семьям красноармеец Николай Чувашин из Донской области, красноармеец Иосиф Чувашев из Тобольской губернии, помощник командира роты Филипп Чувашев из Вятской губернии, санитар Яков Чувашев, прачка Аксен. Чувашкина из Пензенской губернии. Наверняка есть погибшие Чувашовы и на противоборствующей стороне. Да и считал ли кто тогда каждую потерю?
Евгений Шумилов
Илдар Гаянов, Фаизрахман Исмагилов. «Призыв башкир на войну императором Александром I». Из серии «Башкиры в Отечественной войне 1812 года», 1998-2004…
На одной из мемориальных досок братского кладбища в Севастополе в списке погибших героев значится и поручик Николай Чуваша.

КСТАТИ

Не только Николай Чуваша прославился в Крымской войне. Отличились в тех далеких сражениях и многие уроженцы Чувашии с самыми обычными фамилиями. По данным Чувашской энциклопедии, за подвиг, совершенный при защите Севастополя знаком отличия ордена Святого Георгия 4-й степени награжден уроженец д. Янорсово (нынче Цивильский район) Филипп Ильин. Серебряными медалями «За защиту Севастополя» отмечены участники обороны Севастополя Федор Павлов из д. Багильдино (нынче Шинеры Цивильского района), Иван Прокопьев и Тимофей Мартынов из околотка Кадаш д. Кошки-Куликеево (д. Таушкасы Цивильского района), а еще — рядовые Черниговского пехотного полка из того же района Николай Алексеев (д. Старые Арабоси) и Петр Соболев (с. Рындино). Отражая атаки врага, пали на поле боя защитники Севастополя Степан Евдокимов из д. Мамино, Степан Трофимов из д. Уразлино (Орбаши), Алексей Семенов из д. Багильдино (все — Цивильский район). Светло-бронзовыми медалями «В память Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг.» на ленте ордена Святого Георгия награждены участники обороны города рядовой лейб-гвардии Преображенского полка Гаврил Осипов из д. Тюмерево (Янтиковский район), Роман Федоров из д. Тойси-Паразуси (Ибресинский район), Михаил Демешев, Александр Осанов, фельдфебель Лука Куткин из города Цивильска, рядовой 7-го пехотного Ревельского полка Степан Сергеев из д. Хыркасы (Чебоксарский район ) и другие.

 

Продолжение в следующих выпусках газеты.

Опубликовано: 5 августа 2020 г.


Читайте также:

Один Ответ

  1. Очень интересная статья. Аж гордостью переполняет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.