Житель Чебоксар обратился в Московский районный суд с иском о взыскании компенсации морального вреда с Федеральной службы судебных приставов России.
А мотивировал Василий Юринов это тем, что на основании судебного решения в 2010 году в его пользу с Василия Иванова (в обоих случаях персональные данные изменены) было взыскано 10 млн рублей. Выдали исполнительный лист, районный отдел судебных приставов (РОСП) возбудил исполнительное производство. В 2011 году его объединили в сводное. Решением суда от 2015 года по иску судебного пристава обращено взыскание на земельный участок должника стоимостью около 2 млн рублей.
Но на этом все и застопорилось, как это нередко бывает при взыскании долгов. Юринов возмущается — семь с половиной лет исполнительный документ находится в службе судебных приставов, и допускает, что именно приставы «незаконно бездействуют». И это притом, что должник имеет в собственности движимое и недвижимое имущество. Ни одно постановление УФССП по Чувашии о принятии результатов оценки принадлежащего должнику имущества (в данном случае участка) не исполнено в связи с истечением срока действия отчетов оценки. По мнению истца, служба судебных приставов своевременно не уведомляла должника и не направляла ему копии постановлений о принятии результатов оценки.
В общем, Юринов пришел к убеждению, что допущено необоснованное затягивание решения суда. И перенесенные в связи с этим нравственные страдания оценил в 1,7 млн рублей. Правда, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, пришел к выводу, что истец напрасно нападает на приставов, обвиняя их в бездействии. Ими были предприняты все предусмотренные законом меры для исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение постановлений о принятии результатов оценки связано с тем, что должник обжаловал их. Неисполнение вступивших в законную силу решений суда вызвано не бездействием судебных приставов-исполнителей, а невозможностью обратить взыскание на земельный участок ответчика, на котором расположены строения. Отсутствие положительного результата не свидетельствует о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя, заключил судья.
Также он признал неубедительными и доводы истца о том, что пристав нарушил установленный законом двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа, поскольку это не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. «Этот срок не носит пресекательного характера, является организационным, и выход за его пределы не может расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя и утраты взыскателем права на удовлетворение своих требований за счет принадлежащего должнику имущества», — растолковал суд Юринову.
Таким образом, он не доказал факт причинения ему вреда со стороны служивых. В исковых требованиях ему отказано. Исполнительное производство не закрыто. А то, что должники прибегают к разным способам, чтобы не платить по счетам, это, как показывает практика, очевидно.