Парад дирижеров при любой погоде
В воскресенье, 2 декабря, традиционным гала-концертом завершился XXVIII Международный оперный фестиваль имени М.Д. Михайлова. Он порадовал и премьерой, и незабываемыми вечерами, которые уже второй год не спрессованы в одну неделю, а плавно распределены на две. Но были и не случившиеся, хотя и обещанные организаторами, фестивальные радости.
Премьера открытия «Мадам Баттерфляй», приуроченная театром к 160-летию со дня рождения Джакомо Пуччини и Году Японии в России, пополнила местную театральную афишу солидной постановкой, где занята не только вся оперная труппа, но и часть балетной. Наша газета подробно писала об этом событии. Правда, очередную премьеру с новым составом исполнителей именно из-за участия в ней солистов балета не удастся увидеть еще пару месяцев: балетная труппа выехала в Германию и уже успешно начала рождественские гастроли.
Второй фестивальный вечер начался с минуты молчания в связи с безвременной трагической кончиной Максима Игоревича Михайлова, одного из основателей нашего фестиваля, народного артиста Чувашии, солиста Большого театра, внука великого баса, имя которого носит ежегодный музыкальный праздник республики.
А сам Концерт басов, проект директора театра «Новая опера» Дмитрия Сибирцева, приуроченный к 125-летию со дня рождения М.Д. Михайлова, был полон отсылок к репертуару Максима Дормидонтовича: гости немало пропели из русской оперы — от «Руслана и Людмилы» и «Русалки» до «Бориса Годунова» и «Князя Игоря». Героями вечера стали солисты Большого театра, а также театров «Новая опера» и «Геликон-опера» Отар Кунчулиа, Алексей Прокопьев, Алексей Антонов, Михаил Гужов и Дмитрий Скориков.
Проект не был бы проектом, если бы кроме исполнения популярных арий не предусматривал специально созданных и крепко поставленных номеров на радость и удивление публики. Сначала басы вышли петь одну арию на четверых. Это был Гремин из «Евгения Онегина», то есть сразу четыре Гремина. В финале же гости выдали целое представление на основе русских народных песен «Живет моя отрада» и «Вдоль по Питерской». С выходами в зал, поцелуями зрительниц и танцами вприсядку.
С третьего вечера наступило время оперных спектаклей с приглашенными солистами, постановок нашего театра с широким интернациональным составом.
Недавняя премьера «Дона Паскуале» Гаэтано Доницетти вновь стала премьерой благодаря итальянскому дирижеру Вальво Коррадо, а также Дмитрию Овчинникову из «Новой оперы» в заглавной роли и солистке оперного театра Центральной консерватории Пекина Фан Сянлей. Московский гость внес в спектакль много новых комических красок, проявив недюжинный артистизм, что, конечно, как воздух необходимо в таком жанре, как опера-буфф.
Этого же требует и опера комическая. Такая как, например, «Севильский цирюльник» Джоакино Россини. В этом спектакле было сразу семь приглашенных во главе с дирижером Массимо Теста. Из них — четверо итальянских солистов. Перед фестивалем всем было обещано, что сородичи Россини покажут нам, как надо петь и играть эту зажигательную оперу. Но ожидания, скажем так, оказались несколько завышенными, хотя Беатриче Амато и Амбра Веспасиани в партиях Розины и Берты были весьма колоритны, а сами итальянские гости показали эдакий уютный домашний театр, наигрывающий и насвистывающий Россини как нечто привычное и родное.
Но гораздо больше эмоций в этом фестивальном спектакле вызвали Дамир Садуахасов из Казахстана в роли Альмавивы и Михаил Наумов (Базилио), солист Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина. И уж кто вызвал, собственно, восторг по поводу гениального «Севильского цирюльника», так это дипломант «Большой оперы», блистательная красавица Яна Дьякова и наш солист Михаил Журков, исполнившие дуэт Розины и Фигаро уже на гала-концерте.
На этом концерте наши солисты пели в дуэтах с гостями и показали себя прекрасно, заслужив бурные аплодисменты меломанов. Ольга Вильдяева с Андреем Бреусом из «Новой оперы» («Трубадур»), Валентина Смирнова-Геворкян с Фаридом Алиевым из Азербайджана («Сельская честь»), Дмитрий Сёмкин с Еленой Околышевой из Большого театра («Борис Годунов»), Татьяна Тойбахтина с китайским солистом Лю Иньлунем («Богема»). Дуэты были составлены и собственно только из наших звезд, и встречались не менее бурно. Особо знатоки вокала одарили Маргариту Финогентову и Татьяну Прытченкову за дуэт из «Нормы» Винченцо Беллини.
Гостям же было предоставлено право сольных выступлений. Исполнители главных партий в «Отелло» Фабио Андреотти и Россана Потенца на гала кроме соло пели и дуэтом. К обладателям мягкого бархатного бельканто публика тоже благоволила. А вот заявленных на параде дирижеров сразу трех итальянских маэстро не случилось. Парадом остались дирижировать наши дирижеры Ольга Нестерова, Сергей Кисс и Леонид Привалов. И занимались они этим весьма азартно.
Главной же звездой фестиваля стал, несомненно, маэстро Леонардо Куадрини, вставший за дирижерский пульт в опере «Отелло» и с легкостью фокусника сумевший извлечь из оркестра и хора всю мощь музыки Верди и даже шекспировской трагедии, а также сыграть растерянность и уязвленность Отелло, отчаянье Дездемоны, коварство Яго. Зрители, сидевшие в первых рядах, кроме действия на сцене видели перед собой настоящее представление, бурю эмоций и страсть одержимого музыкой и театром профессионала.
МЕЖДУ ТЕМ
Фестиваль проходил не только на сцене Чувашского театра оперы и балета. Гости из Италии Фабио Андреотти и Россана Потенца дали мастер-класс для студентов и преподавателей вокального и дирижерско-хорового отделений Чебоксарского музыкального училища имени Ф.П. Павлова в стенах Академии искусств. Сам фестиваль, завершившись как международный праздник музыки, еще продолжится в местном качестве. 6 декабря солисты ЧТОиБ в рамках XXVIII оперного фестиваля имени М.Д. Михайлова выступят на гала-концерте в Ядрине. А 11 декабря — в Вурнарах.
Фото Чувашского театра оперы и балета: Из большой музыкальной команды представителей солнечной Италии на финальный концерт оперного фестиваля в зимних Чебоксарах остались только Фабио Андреотти и Россана Потенца.
Обращаем внимание автора статьи и читателей газеты на то, что Парад дирижеров изначально позиционировался, как Парад дирижеров нашего театра, а не приглашённых. Театр никогда и нигде не давал информации о том, что в Гала-концерте будут участвовать приглашённые дирижёры. Поэтому считаем неуместным замечание о «трёх итальянских маэстро».
Кроме того, из гостей фестиваля не смогли приехать заявленные в «Севильском цирюльнике» Юань Сюй и Синань Янь, их заменили как раз Михаил Наумов и Дамир Садуахасов. Также, к сожалению, по причинам, не зависящим от театра, на фестиваль не смог приехать гость из Мексики. Надеемся увидеть и услышать его в будущем году. Напоследок отметим, что «китайского солиста», принявшего участие в закрытии фестиваля, зовут Лю Иньлун, а опера комическая и буффо — это один жанр, а не разные. Это к слову об операх «Дон Паскуале» и «Севильский цирюльник».
О Параде дирижёров говорилось на пресс-конференции. И именно так, что понятно было о совместном выступлении. Мы, кстати, писали об этом и в своём анонсе фестиваля. Конечно, опера буфф и комическая — один жанр. Это к слову по-русски и не по-русски. За ошибку в имени китайского гостя приношу извинения. Исправим.