Незаконно осужденная жительница Чебоксар отсудила у государства 120 тыс. рублей

Реабилитация с компенсацией

Московский районный суд Чебоксар рассмотрел иск местной жительницы о возмещении вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.

Иск мотивирован тем, что приговором суда Елена Кондратьева (персональные данные изменены) была признана виновной в преступлении по статье 272 УК РФ (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации). Однако Верховный суд республики оправдал женщину «за отсутствием в ее действиях состава преступления». А это дает ей право на реабилитацию.

Незаконное привлечение к уголовной ответственности причинило истице моральный вред, который она оценила в 900 тысяч рублей. И объяснила почему — длительное время она находилась в психотравмирующей ситуации, переживала, в том числе по поводу распространения сведений о предъявленном обвинении в кругу ее знакомых и друзей. Нравственные страдания привели к ухудшению состояния здоровья. Применение меры пресечения нарушило права истицы на свободу передвижения, что повлекло изменение ее привычного образа жизни. Короче, сумму заявленной компенсации женщина считала вполне оправданной.

Правда, суд не во всем поддержал истицу. В данном случае ее требования основаны на причинении морального вреда в виду незаконного уголовного преследования. Исключительные обстоятельства, которые оправдывали бы уголовное преследование Кондратьевой, погашая ее право на компенсацию морального вреда, отсутствуют. Поэтому до апелляционного приговора об оправдании по предъявленному обвинению она претерпевала бремя наступления ответственности и могла рассчитывать на преодоление обвинения лишь посредством собственной активной защиты и надеясь на объективность следствия и суда.

Однако суд отметил, что не представлено доказательств причинной связи между ухудшением здоровья Кондратьевой и перенесенными нравственными страданиями в связи с возбуждением уголовного дела, его расследованием и разбирательством в суде.

Также суд нашел несостоятельными доводы истицы о том, что распространение по месту жительства и месту работы сведений об обвинении в совершении преступления повлекли для нее дополнительные нравственные страдания. Поскольку распространение сведений о том, что кому-либо предъявлено обвинение в уголовно-процессуальном порядке, не носит порочащего характера, так как обвиняемый считается невиновным, пока это не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда. И опять-таки нет доказательств, что такая информация была распространена.

В общем, сумма компенсации морального вреда была значительно уменьшена. Суд взыскал с государства в пользу Кондратьевой 120 тысяч рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований реабилитированной женщине отказано.

Опубликовано: 1 ноября 2018 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.