Роковое погружение унтер-офицера Белянина

Окончание. Начало в № 85 от 7.08.2018

«Американский Голланд»
Отечественные кораблестроители не успевали выполнять заказы для флота, кроме того, в ряде технологий они уступали зарубежным коллегам, поэтому еще в конце 19 века предпринимались попытки купить подводные лодки зарубежных конструкторов. Особый интерес у подводников вызывали лодки американской фирмы «Holland» ирландца Джона Филипа Голланда.
Перед Первой мировой войной столичный Невский завод стал представителем фирмы «Holland» в России. Им на основе купленной за океаном подводной лодки «Фултон» была построена целая серия аналогов этих подводных лодок под новым названием «Сом», а с 1911 года?— три малые подводные лодки по проекту «Holland 27B» для охраны Кронштадтской крепости.
Тут самое время вспомнить, что Михаил Белянин был назначен в I-ю Минную дивизию, дислоцированную именно в крепости Кронштадт, а подводные лодки в то время применялись прежде всего для защиты прибрежных крепостей и установления мин к корпусам вражеских кораблей.
В 1915–1916 годы Россией в США было закуплено 11 подводных лодок проекта «Holland 602F» (тип «АГ» — «Американский Голланд»). Эти лодки в разобранном виде доставлялись через Владивосток на Балтийский завод, где производилась окончательная сборка. Нужно признать — проект «АГ» был настолько удачен, что подводные лодки с этими литерами успешно участвовали в составе Военно-Морского флота СССР даже в Великой Отечественной войне.

Трагедия в бухте Лом
8 июня 1916 года первые пять подлодок «АГ» вошли в состав 4-го дивизиона Балтийского флота, базируясь на бывшем германском пароходе «Ирма», специально переоборудованном в транспорт с новым названием «Оланд». Ровно через год, 8 июня 1917 года, и произошла трагедия, с которой мы начали наш рассказ.
Прибывшие через час после происшествия в бухту Лом водолазы обследовали дно и ужаснулись увиденному: на глубине 27 метров без каких-либо повреждений, крена и дифферента на грунте лежала подлодка «АГ-15», но кормовые и рубочные люки оказались открытыми, что привело не к штатному погружению корабля, а к заполнению его забортной водой и затоплению.
Водолазам по ответным стукам удалось выяснить, что в носовом и кормовом отсеках еще есть живые члены экипажа.
Через три часа заточенные под водой моряки догадались выпустить учебную торпеду с запиской: 11 человек из кормового отсека молили о помощи. Оказать ее могло лишь спасательное судно «Волхов». Оно незамедлительно вышло на помощь из Ревеля (Таллина).
Но об этом никто в лодке не знал, а время безжалостно отсчитывало секунду за секундой. Пошел 11-й час пребывания экипажа «АГ-15» в подводном плену.
11 человек из полузатопленного кормового отсека решились на отчаянный шаг в надежде, что кто-то из них может спастись: под руководством старшего офицера лейтенанта Матыевича-Мацеевича они подняли давление и открыли люк. Огромный пузырь воздуха повлек пленников моря наверх. На поверхность выбросило шестерых, пятеро из них оказались живыми.
Как ни спешили моряки-спасатели с «Волхова», как ни забрасывали уголь в топки под котлами его кочегары, судно пришло к месту гибели подлодки только утром 10 июня. Из 18 заточенных под водой подводников к тому времени в живых не было уже никого…
13 июня начался подъем лодки. Промывка грунта под корпусом заняла еще двое суток. Лишь к вечеру 15 июня удалось сдвинуть лодку, а на следующий день она была окончательно поднята.
Как позже выяснилось, судовой кок без разрешения открыл кормовой люк (ему стало жарко), а потом забыл его задраить. Ни капитан корабля, ни дежурные офицеры не допускали такой самовольности и не проверили этот люк…
Исследователи истории Балтийского флота едины в оценке причин этой трагедии — она стала следствием безвременья между двумя революциями 1917 года, когда никто не хотел подчиняться кому бы то ни было, расхлябанность и разгильдяйство овладевали массами в серых солдатских шинелях и не могли не коснуться также моряков Балтийского флота.
Но тогда, в июне 1917 года, мало кто знал об этой трагедии в бухте Лом и мало кто задумывался над ее истинными причинами.

Сохранить в памяти
Нет, имя Михаила Белянина не затерялось в истории Отечества. Оно достойно увековечено в «Книге Памяти моряков-подводников ВМФ России, погибших в ХХ веке» (Гавриленко Г.И., Дмитриев Ф.А., Каутский И.А, Клубков Ю.М., С.-П., 2006 г., ч.1). Среди имен 581 подводника, погибшего в 1904–1940 годах в результате гибели 17 подводных лодок и других аварий на подлодках, есть и имя нашего земляка. «Белянин Михаил Григорьевич, электрик, унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1911 г., уроженец д. Посад Чебоксарского уезда, погиб на п/л «АГ-15»» 8.06.17 г.» — читаем мы там.
«Отрадно было узнать из Вашего письма, что в глубине России есть люди, которых интересует история подводного плавания нашей страны. Великая эпопея подводного плавания в России очень слабо изучена», — написал автору этой статьи Юрий Михайлович Клубков, один из авторитетных исследователей истории советского и российского подводного флота и один из составителей упомянутой «Книги Памяти…» Он же после моих тщетных попыток разыскать более подробные сведения о службе Михаила Белянина и, возможно, его фотографию, в своем письме сильно разочаровал меня: «Учетных карточек с фотографиями унтер-офицеров царского флота не было».
Как жаль! Но это — не повод прекращать поиски. Возможно, кому-то из исследователей все же повезет, и мы отыщем неизвестные страницы из биографии Михаила Белянина, увидим фотографию нашего земляка.

Что еще предстоит узнать
Сто лет — срок немалый, сегодня уже не у кого спросить, как Михаил Белянин продвигался по служебной лестнице, где проживал. Известно, что унтер-офицерам выдавались и так называемые квартирные (в размере половины от норм для офицерского состава). Не был ли женат: на день гибели ему до 28 лет оставалось всего три недели, возраст для семейного обустройства вполне подходящий. Особо интересует возможное участие Белянина в Первой мировой войне. Находясь на службе, было трудно остаться вне этой кровопролитной войны.
Кто-то возразит: «Какое же это геройство! Вот если бы он был адмиралом!..» Но историю отечественного флота делали и такие неприметные, на первый взгляд, парни из самых отдаленных уголков России, как Михаил Белянин, мещанин из города Мариинский Посад.

 

От имени ведущего и читателей рубрики мы благодарим за помощь в исследовании коллективы филиала Центрального архива Министерства обороны РФ в городе Гатчина (Центральный архив Военно-Морского флота), Центрального государственного архива Чувашской Республики, краеведческого музея отдела культуры Мариинско-Посадской районной администрации, военно-патриотический портал «Военное дело» http://voennoe-delo.com/ag-15.html, а также Юрия Михайловича Клубкова — члена комиссии по увековечению памяти о погибших подводниках Совета ветеранов-подводников.

Ведущий рубрики — Евгений Шумилов okkai@mail.ru

Фото с сайта topwar.ru: Подводная лодка типа «АГ».

Опубликовано: 9 августа 2018 г.


Читайте также:

3 Ответы

  1. В повести Новикова-Прибоя «Подводники» аналогичный сюжет. Подлодка затонула из-за кока, который перед погружением не успел задраить люк. Несколько оставшихся в живых моряков спаслись также, как описано в этой статье. Может, писатель взял за основу повести реальный случай с лодкой АГ-15?

    1. Просто, как обычно, серия трагедий привела к устранению предпосылок: установлена сигнализация на разгерметизацию и приточная вентиляция в камбуз, тоже с сигнализацией…

  2. Евгений Георгиевич! Спасибо за исследование и сохранение памяти в народе! Есть кому помнить, есть кого и что помнить. Спасибо за статью! Прочитал её на одном дыхании и с огромным удовольствием! Узнал много интересного! Спасибо за испытанное удовольствие познания!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.