Самый необычный фестиваль

Первое представление оперы «Турандот» состоялось 90 лет назад в Милане. В Чебоксарах творение Джакомо Пуччини представил Удмуртский государственный театр оперы и балета. Фото Сергея МИХАЙЛОВАЗВЕЗДЫ И СЕНСАЦИИ ПРАЗДНИКА ОПЕРЫ

Совсем недавно мы «сжимали кулачки» перед приездом легендарного Владислава Пьявко и с волнением ждали открытия XXVI Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова. И вот 4 декабря состоялся гала-концерт. Светлана Шилова (Большой театр), Елена Гусева (Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), Лариса и Алексей Волжанины (Москва), Алла Захарова и Максим Гаврилов (Ижевск) пели в сопровождении симфонического оркестра Чувашского театра оперы и балета под руководством Ольги Нестеровой.
Символично, что в числе участников вечера – три баса: Бранислав Ятич (Сербия), Отар Кунчулиа (Грузия) и солист чувашской сцены Андрей Николаев, чьи выступления прозвучали приношением Максиму Дормидонтовичу Михайлову. Нашу республику также представили Мария Еланова, Маргарита Финогентова, Татьяна Тойбахтина, Иван Снигирев и Сергей Кузнецов.
Нынешний фестиваль, несомненно, войдет в историю как самый необычный из всех за последние годы. Кроме того, что в Чебоксары по традиции «слетелись» солисты из ведущих театров страны (в «Отелло» Джузеппе Верди выступили гости из Мариинского и Екатеринбургского театров, в «Кармен» Жоржа Бизе под управлением маэстро из Сыктывкара Азата Максутова – из Большого и Михайловского), в столицу республики приехали сразу три коллектива. Труппы из Нижнего Новгорода, Ижевска и Йошкар-Олы показали оперы и не только.
Впервые в фестивальной программе – опера-мюзикл. Новый жанр был представлен Нижегородским театром оперы и балета им. А.С. Пушкина, перелиставшим страницы жизни Коко Шанель, одной из самых загадочных женщин XX века. Зрители стали участниками светских раутов и модных показов, мастер-классов по дизайну одежды и уроков высокого стиля.
Костюмы чебоксарского кутюрье Игоря Дадиани были настолько эксклюзивны, что каждый из них заслуживал отдельного внимания. Однако среди изобилия шляпок и вуалей, под музыку современного нижегородского композитора Эдуарда Фертельмейстера шли серьезные разговоры о судьбе, чести и верности.
Режиссеру спектакля Ольге Ивановой удалось по-женски тонко прочувствовать образ главной героини. Шанель в претворении Ульяны Старковой ослепительна, но за гордо поднятой головой, твердостью шага, деловой сдержанностью жеста таится утонченная, ранимая душа.
Марийский театр оперы и балета им. Эрика Сапаева, из года в год балующий чебоксарцев блистательными балетными постановками, доказал, что и в вокальном искусстве он не боится трудностей. Само обращение к опере «Любовь к трем апельсинам», одной из сложнейших в мировом репертуаре, – шаг достойный и смелый.
В прологе на фоне черного задника, под гомон настраивающегося оркестра на сцене появляются самые обычные люди. Все они ничем не отличаются от нас, сидящих в зале. Значит, весь мир – действительно театр, а мы в нем – актеры?..
Постепенно пространство обрастает декорациями, а артисты из джинсов, свитеров и толстовок переодеваются в театральные костюмы. Тут и там начинают твориться невообразимые вещи. Апельсины летают в воздухе и на глазах раздуваются до гигантских размеров, принцесса Нинетта, «вылупившаяся» из апельсина, обращается в крысу, зеркала оборачиваются игральными картами.
Режиссер и художник спектакля Сергей Шепелев активно работает со сценическим пространством, так что герои возникают из всех возможных и невозможных мест. Исполнители главных партий привлекают крепкими голосами, успешно справляющимися с запутанными мелодическими ходами и замысловатыми ритмическими фигурациями Сергея Прокофьева. Среди них избалованный вниманием Принц Тарталья (Александр Столбов), который из «тепличного растения» к финалу превращается в благородного юношу, отягощенный думами Король Треф (Тимофей Вершинин), обольстительная Принцесса Клариче, дефилирующая в откровенных нарядах (Анна Столбова).
Экстраординарно и современно решены фантастические персонажи. Маг Челий (Владислав Калашников) предстает настоящим неформалом в темных очках и с дредами на голове. Всемогущая Фата Моргана (Галина Михалина) щеголяет на красных лабутенах.
Настоящей сенсацией стала «Турандот» Джакомо Пуччини в постановке театра оперы и балета Удмуртии им. П.И. Чайковского. Режиссер спектакля Николай Маркелов (главный балетмейстер театра) мастерски работает не только с солистами, но и с хором, размещая его на многоярусных зеркальных конструкциях. Сценография Сергея Новикова (Санкт-Петербург) текуча и мелодична. Она словно поет вместе с артистами, тонущими в световых облаках.
Лейтмотив спектакля – прозрачные китайские фонарики, путешествующие по воздуху. Они то уплывают ввысь, то замирают между небом и землей, а в финале опускаются к полу, унося Турандот в свое желтоватое море.
Хотя внешне принцесса Турандот статична, а рисунок роли довольно скуп, драматическое, наделенное гипнотической силой сопрано Татьяны Силаевой жалит подобно языкам пламени. Голос Аллы Захаровой в партии Лиу, напротив, будто доносится издалека и ложится на оркестровое полотно тонкой серебряной нитью.
К слову, Михайловский фестиваль расширяет свои границы. 2 декабря опера Джузеппе Верди «Аида» в постановке нашего театра была показана в Йошкар-Оле, где получила высокую оценку критиков.

Мария МИТИНА

Опубликовано: 6 декабря 2016 г.


Читайте также:

Один Ответ

  1. Всегда с нетерпением жду очередной оперный, или балетный фестиваль и посещаю с огромным удовольствием)) 26 оперный фестиваль прошёл на высшем уровне! Все артисты: и приезжие гости и наши, родные исполнители порадовали своим талантом)) Огромное им спасибо и всем тем,благодаря кому, у нас в Чебоксарах проходят такие фестивали!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.