Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ: Абдрашитов заставил зрителей размышлять

Фото Олега МАЛЬЦЕВАПредставляя председателя жюри большого конкурса IX Чебоксарского международного кинофестиваля Вадима Абдрашитова, худрук ЧМКФ Сергей Лаврентьев сказал: «Чтобы узнать про советское время все – достаточно посмотреть фильмы этого режиссера».
«СЧ» поинтересовалась у Сергея Александровича, отчего же у сегодняшних молодых режиссеров, так любящих снимать про те времена, получается скорее карикатура. Это уже работает механизм мифологизации времени, или режиссеры просто плохо учатся? – Дело в том, что, во-первых, Вадим Абдрашитов снимал картины про время, в которое он жил. И в тот момент, когда он жил. И совершенная уникальность в том, что ему удавалось говорить вещи, про которые вообще-то говорить тогда было нельзя. А он это делал. И, за некоторым исключением, все проходило. Потому что это не было разрыванием рубахи на груди, или криками о том, как все плохо. А настолько художественно, что возражать было просто бессмысленно. Меня, например, поразило в моей любимой картине Абдрашитова «Охота на лис», действие которой происходит в маленьком провинциальном городе, в самом первом эпизоде, как там одеты люди! Не так, как обычно было в советских фильмах, где все было так аккуратно и приглажено, а так, как одевались именно в провинциальных советских городах. И это не был стиль ретро, чтобы на ком-то были страшные смешные сандалии или экзотические носки. Просто жизнь, что была за кадром, она была и в кадре. Он акцентировал внимание не на внешних приметах времени, а на процессах, которые происходили в это время. Которые казались ему тревожными, и которые он хотел вынести, и вынес, на обсуждение мыслящей публики. И заставил о чем-то размышлять.
– А те, что снимают сейчас…
– А вот для них это, прежде всего, ретро. Вот телевизор старенький показать, ностальгический приемник, в советском галстуке кого-то изобразить, и что за всем надзирает КГБ.
– Либо карамельный гламур из этого сделать.
– Да-да! И на это уходят все силы.
– Не получается показать человека?
– Для них это не важно. Важнее показать внешние приметы времени. Внешнее получается важнее внутреннего.
– Но ведь бывает такое, когда художник любит снимать не про свое время, и получается.
– Бывает, но редко. Тут еще проблема таланта. Потому что все, о чем мы говорим, относится к людям, у которых есть талант, либо его нет. И если его нет, то можно сколько угодно старых телевизоров с приемниками ставить в кадр. Но фильм живым от этого не станет.

Опубликовано: 9 июня 2016 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.