Что надо сделать, чтобы народы не ссорились?

Июль 2014 года. Праздник «Акатуй» в селе Шуваево Емельяновского района Красноярского края.«Самый главный вопрос любого государства, а в особенности России, – национальный. И если сейчас мы не займемся им и не озвучим четкую государственную политику, «Украина» может начаться в любом из субъектов», – считает Геннадий Храмов, член палаты национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края.
МИНИ-РОССИЯ
Сейчас в России проживают около 200 народов и национальностей, в Красноярском крае – 159. В этом плане наш регион – мини-Россия. По тому, что происходит у нас, можно судить обо всей стране. Можно отбросить экономику, социальную сферу… Но если будет упущение в национальной политике, это обязательно приведет к конфликту и серьезной проблеме. Что и случилось после распада СССР. Только в 2012 году наметился четкий курс в этом направлении: Президент издал указ о стратегии национальной политики до 2025 года.
Я вырос в Советском Союзе. С раннего детства нас приучали к межнациональной дружбе. Ясли, детские сады, школы, средние специальные и высшие учебные заведения занимались воспитанием подрастающего поколения, передавали те духовные ценности, которые имел каждый народ. А сегодня детей учат толерантности друг к другу, то есть терпимости. Но ведь когда-то терпение может и лопнуть! Поэтому нужно жить в дружбе и согласии!
– Мы и жили в дружбе с Украиной. Но война все равно столкнула нас лбами.
– Я не считаю, что мы поссорились. Это лишь игры политиков. Сейчас на Украине идет борьба за передел власти, и не думаю, что это будет долго длиться. Народ постепенно понимает, что происходит на самом деле. Одних олигархов убрали, а других поставили. Такой власти долго жить не придется. Думаю, украинский народ разберется сам.
– В нашем регионе много украинских деревень. Как они переживали эти события?
– Эх, если бы все украинцы были такими, какие живут в Красноярском крае… Дружелюбные, терпеливые и терпимые к другим народам. Тогда того, что произошло на Украине, никогда бы не было. Конечно, они сильно переживали, но ни один из десятков тысяч не высказался в поддержку фашизма.
В СИБИРЬ ТОЛЬКО В КАНДАЛАХ
– Интересна история заселения Красноярского края. С одной стороны, сюда ссылали и отправляли на каторгу, с другой – люди ехали в Сибирь за лучшей долей.
– В разные годы нас воспринимали по-разному. Скажу честно: когда я после института решил ехать в Сибирь из Чувашии, мой старший брат меня не понял. «За Волгу только в кандалах», – сказал он. И так относились к нам многие.
Но в Сибирь попадали не только уголовники, но и элита нации, которую ссылали сюда по политическим соображениям. Врачи, учителя, деятели культуры… Они формировали в Красноярском крае удивительный дух, основывали школы, больницы и дома просвещения. Поэтому, когда в прошлом году заговорили о том, что административные центры России могут перевести в Красноярск, я не удивился. Москва становится государством в государстве. Столицу оттуда нужно убирать. Кремль уже давно нужно сделать музеем – там мертвая аура. А правительство и Президента перевезти в другое место. И Красноярск прекрасно подходит для этих целей.
– Латыши, литовцы, эстонцы, немцы, поляки – 159 национальностей в одном регионе. У каждого своя история. Как удавалось им жить в мире и согласии, несмотря на пестрый состав?
– Наш секрет в нас самих. Сибиряки – это особый народ. В Сибири не важно, какой ты национальности, откуда приехал, какие у тебя родители и сколько денег в кармане. Какой ты человек в душе – так и будут к тебе относиться. Наверное, такая черта выработалась у нас именно из-за истории заселения края. Я это понял, когда в 1967 году приехал в Красноярский край. Здесь меня встретили как родного человека. Сразу дали все, что нужно для жизни: работу, жилье, хорошую зарплату. Ехать в Сибирь и на Дальний Восток тогда было престижно и перспективно.
– Кстати, в переписи населения многие в графе «национальность» указывали, что они сибиряки.
– Конечно, национальностью это нельзя назвать. Да, мы особенные. Но мы не мыслим себя без России, и это важно отметить.
СОХРАНИТЬ САМОБЫТНОСТЬ
– В крае более 70 национально-культурных образований и автономий. Удается ли сохранить самобытную культуру?
– Самое сложное – сохранить язык. Для этого нужно иметь школы в местах компактного проживания того или иного народа. К сожалению, в Красноярском крае такие школы не сохранились. А было, к примеру, 30 чувашских и 40 татарских. Дети учились на русском и родном языках. Некоторые национальные школы закрывали временно по распоряжению правительства в 1950-х годах, некоторые ликвидировали за ненадобностью и больше не восстанавливали. Ведь после того как железный занавес упал, из Красноярска уехали тысячи человек разных национальностей. Деревни опустели, школы, естественно, тоже. Сейчас мы пытаемся создавать хотя бы классы, но пока этот процесс дается трудно. Человек, оторвавшийся от своего языка, уже вернуться обратно не может.
– Некоторые специалисты кивают на национальные браки как на спасение. Поможет ли это?
– Это утопия. В Красноярске четких рамок в этом плане никто не придерживается. Разве у любви есть национальность? Сердцу в таком деле не прикажешь. Возможно, определенных традиций до поры до времени придерживаются выходцы из Кавказа и Средней Азии. Но и они со временем интегрируются в общество и создают интернациональные браки. В этом плане наша страна уникальна. Такое большое количество народов, религий, традиций. В некоторых республиках несколько государственных языков. Не нужно заграничных путешествий – попробуй сначала познать Россию. Такой страны больше нет на планете!
– Тянется ли молодежь сейчас к своим корням, истории, культуре?
– К сожалению, этот интерес, как показывают мои наблюдения, приходит чаще всего с возрастом. К 50–60 годам у людей начинается ностальгия по малой родине, традициям, культуре, языку… Молодым об этом думать некогда. Скажу откровенно: и мои дети не говорят на чувашском языке. Несмотря на то, что история нашего рода старинная. Храмов – от слова храм. Мой предок построил православный храм в чувашской деревне еще во времена Петра I. В честь этого поп нарек наш род. Хотя у чувашей всегда имя отца переходило в фамилию. Только в особенных случаях она давалась по другим признакам.

Анна НАУМОВА, газета «АиФ на Енисее» № 15 от 9.04.2015

ДОСЬЕ: Геннадий Храмов родился в 1947 году в Чувашии. Окончил Чебоксарский планово-экономический техникум. В 1990 году участвовал в организации красноярской региональной Чувашской национально-культурной автономии в Красноярске, с 2001 года руководит ею. Кандидат экономических наук, заслуженный работник культуры Чувашской Республики. Женат. Двое взрослых детей.

Опубликовано: 6 мая 2015 г.


Читайте также:

5 Responses

  1. Неправда.Я уже будучи молодой всегда сердцем,душой или интуитивно чувствовала чувашей в любой незнакомой обстановке(автобус,электричка,профилакторий и т.д.)Приехав домой с восторгом маме рассказывала.что чувствую чувашей как в сказке про Маугли.Помните?»Мы с тобой одной крови…» С удовольствием знакомилась и радовалась.что человек оказывался именно чувашской национальности.Мама удивлялась,бабушка то моя чистокровно русской была,а деда- чуваш.А мне всегда хотелось научиться языку.Кое что понимаю,кое что говорю,даже частушки и песни на чувашском пою,но…не в той степени,как хотелось бы.А мои дети и не знают ничего…

  2. Если я правильно понял автора, то для того, чтобы народы не ссорились:
    1. Надо перенести столицу России в Красноярск, так как Москва на роль собирателя земли русской уже не годится;
    2. Красноярский край сложился как центр, вобравший в себя культуру большинства народов, населяющих Россию, и, наработавший опыт нормального сожительства вне национальных и религиозных разноглассий;
    3. Будущая Россия, по логике автора,- государство, состоящее из губерний (штатов), без деления на национальные образования, с одним или двумя государственными языками. Скорее всего — с одним- русским;

  3. Раздражает народ не нации и разные языки,а коррупция +песпардонность руководства+нарушения законов и всех правил и уклад жизни ими.Раньше в прошлые века чтобы ограбить бандиты сидели под мостами в ожидании проезжающих по трассе богачей на перекладных.Сейчас сидят по кабинетам и строят разные схемы как и где урвать поболе себе в карман в ущерб страны и народа.Все войны идут из-за денег:-между людьми,между народами и между странами.

  4. Отвечаю Володе: Не нужно искать то, чего нет. Надо научиться слушать, понимать, а не толкать свои понятия.

  5. Я ничего не выдумываю и не «толкаю».Автор пишет:»Москва становится государством в государстве. Столицу оттуда нужно убирать. Кремль уже давно нужно сделать музеем – там мертвая аура».
    Автор пишет:»В Красноярске четких рамок в этом плане никто не придерживается. Разве у любви есть национальность? Сердцу в таком деле не прикажешь. Возможно, определенных традиций до поры до времени придерживаются выходцы из Кавказа и Средней Азии. Но и они со временем интегрируются в общество и создают интернациональные браки».»Человек, оторвавшийся от своего языка, уже вернуться обратно не может».»Сибиряки – это особый народ. В Сибири не важно, какой ты национальности, откуда приехал, какие у тебя родители и сколько денег в кармане. Какой ты человек в душе – так и будут к тебе относиться».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.