«ГОРЕ ОТ УМА» В ТЕАТРЕ «ИМЯРЕК»
Виктор Евлампиев – режиссер театральной студии «Имярек» – после долгой работы с Шекспиром переключился на русскую классику и 19 апреля порадовал зрителей спектаклем «Горе от ума» по пьесе Александра Грибоедова. И постановка эта – скорее дискуссия с автором, чем воплощение его идей. Без засаленных халатов, засохших мух и прошлогодних календарей.
Спектакль вообще, надо сказать, лишен примет времени – ни строгие лаконичные костюмы персонажей, ни простые декорации, которые практически не меняются от сцены к сцене, не привязывают его к конкретным датам и событиям. И эта вневременность делает его злободневным, а минимализм позволяет сфокусировать внимание зрителя на словах, движениях и знаках.
Основной конфликт разворачивается не между Чацким и обитателями Москвы, как мы привыкли это видеть. Здесь столкнулись старое поколение со своими традициями и устоями, своими принципами – может, устаревшими, но крепкими и основательными – и молодое, которое пытается эти устои расшатать. Среди молодежи и Софья – образец «новой» женщины, воспитанной на европейских романах, и Молчалин, который отступает от дедовского «кодекса чести» и не рвется на ней жениться. Тут же, конечно, и Чацкий с его стремлением высмеивать старинные московские нравы и жить по-своему, и даже Скалозуб, бледный след тех бравых вояк, из-за которых «в воздух чепчики бросали», крепкий физически, но начисто лишенный ума.
В каждой сцене, от начала и до конца, Фамусов (которого с большим успехом играет Александр Данилов) берет верх: он спокоен, разумен, последователен в своих действиях, силен – и авторитет его непререкаем. С этим образом символически связана огромная березовая колода, которую Фамусов выволакивает на сцену посреди спектакля. И нет среди молодых богатыря, который бы вынул топор из той колоды. Этот символ всего основательного, русского и соприродного, что есть в человеке, для молодых уже не является утверждением жизни. Мощный ствол обрублен, ничто новое на нем не может зародиться. И в этом – горечь, а еще в пустых и помертвевших глазах Софьи, истерических выкриках «Карету мне! Карету!», и печальных, срывающихся аккордах гармоники из-за закрытого занавеса.
Следующий спектакль в студии планируют играть в мае на сцене чебоксарского Камерного театра.
Мария ГОТЛИБ